Правила оформления ДТП по европротоколу
Правила оформления ДТП по европротоколу
Европротокол – это документ, позволяющий оформить некоторые дорожно-транспортные происшествия в упрощенном порядке без вызова сотрудников ГИБДД. Официальное название европротокола – «Извещение о ДТП». Он был введен в обращение на территории России в июле 2015 года с целью разгрузить и без того загруженные дороги.
По статистике, значительная часть дорожно-транспортных происшествий обходится без тяжелых последствий, и большинство аварий оформляются лишь для того, чтобы получить компенсацию по страховке (ОСАГО или КАСКО).
Оформление ДТП по европротоколу не только предотвращает образование лишних пробок на дорогах, но и позволяет участникам столкновения сберечь свое время, а также избежать возможных штрафов за нарушение ПДД.
Но, несмотря на очевидные плюсы европротокола, многие автолюбители опасаются его заполнять самостоятельно и предпочитают дожидаться инспектора ГИБДД. Виною тому существование определенных условий, ведь не всякое ДТП можно оформить в упрощенном порядке.
После ДТП: проверяем, правильно ли составлено извещение!
Напомним, что в 2020 году составить европротокол после дорожного происшествия можно как в бумажном, так и в электронном виде.
Для оформления электронного извещения понадобится смартфон, регистрация на портале ГОСУСЛУГ и специальная программа. Оформить его можно будет при следующих условиях:
- если нет разногласий,
- если владельцами автомобилей являются физлица,
- если позволит оформить сама программа.
Если сделать это в электронном виде не выйдет, тогда придётся оформлять по-старому, на бумажном бланке.
Условия для написания извещения на бумаге следующие:
- отсутствие разногласий об обстоятельствах и повреждениях,
- в ДТП пострадали только автомобили, и их не более двух,
- наличие ОСАГО у обоих участников происшествия.
Заполнять европротокол по ОСАГО нужно внимательно, разборчиво и не пропуская данных.
- Сведения по участникам ДТП можно заполнять каждому из водителей или же доверить это кому-то одному.
- Перед подписанием извещения всё нужно внимательно проверить.
- Сверить указанные повреждения машин, чтобы не было лишних или невписанных.
- Проверить, правильно ли отмечены обстоятельства ДТП и нарисована схема происшествия.
- Оба водителя подписывают европротокол с лицевой стороны на каждом бланке, оборотную сторону они заполняют и подписывают каждый самостоятельно.
- Если один из бланков самокопирующийся, проверьте, чтобы на втором экземпляре всё прописалось и было читаемо.
Нужно также проследить, чтобы виновник ДТП обязательно указал в европротоколе (например, в графе №15 для замечаний) о том, что он полностью признает свою вину. В законе 2020 года такого требования нет, но на практике такая запись поможет избавить от проблем с получением выплаты от страховщика.
Желательно не допускать в европротоколе ошибки и исправления, но если такое произошло, а заполнить извещение заново не представляется возможным, тогда каждое исправление необходимо заверить подписями обоих водителей.
Какие ещё минусы извещения ОСАГО?
К недостаткам европротокола относятся частые ошибки и опечатки в бланках. Заполняя извещения в стрессовой ситуации, водители нередко делают ошибки в документах. Потом, когда они получают предварительный или окончательный отказ в выплате, приходится тратить своё время и нервы на внесение изменений или переписывание европротокола. Причем, делать это нужно совместно с виновником ДТП, а это иногда проблема.
В копилку к минусам добавим неуказание в бланке на вину одного из водителей. Такой нюанс тоже может доставить проблем, вплоть до отказа в выплате.
Заполняется бланк по определённому стандарту. При нарушении правил составления извещения, оно может признаваться недействительным. Как следствие, в компенсационных выплатах владельцу пострадавшего ТС будет отказано.
- При оформлении извещения пользуйтесь обычной шариковой ручкой. Записи, сделанные гелевой авторучкой или карандашом, могут стереться и документ станет не читаем.
- Заполняется бланк Европротокола разборчивым, лучше всего печатным, почерком.
- Постарайтесь не допускать в документе исправлений и помарок. Это лишний повод для придирок со стороны страховщика, нежелающего выплачивать компенсацию.
- В имеющиеся графы извещения вносите соответствующую информацию, не допуская путаницы.
Бланк заполняется с двух сторон – c лицевой и с оборотной.
Фотографии тоже имеют значение
Оформляя ДТП без участия сотрудников ГИБДД, следует произвести фотографирование места аварии. Какие снимки нужно сделать обязательно:
- — общий план с привязкой к местности (должно быть понятным расположение машин друг относительно друга, а также видны их регистрационные знаки);
- — поврежденные элементы крупным планом;
- — осколки стекол и обломки деталей, если таковые имеются.
Все фотографии при необходимости передаются потерпевшим страховщику, у которого он покупал полис ОСАГО.
Как заполнять бланк
Далеко не все автомобилисты знают, как правильно заполнять европротокол при ДТП в 2020 году, и помочь в этом вопросе сможет образец.
Сам бланк извещения имеет две части. Разделять их на отдельные при заполнении не требуется. Каждый из участников дорожно-транспортного происшествия сможет самостоятельно указать сведения о себе, своем транспортном средстве. Также заполнением всего бланка может заниматься один из участников.
Пункты 1 – 3 содержат в себе информацию о месте и времени дорожно-транспортного происшествия, а также количестве поврежденных машин. Согласно правилам европротокола, их количество не должно превышать 2 автомобиля. В пункте 4 следует поставить «0» либо прочерк.
Пункты 5,6 и 8 заполняются идентично, там указывается «Нет».
Оформить все можно от руки либо в электронном варианте
Информация о свидетелях. Если такие присутствуют, их данные указываются в пункте 7. Пункты 9 – 12, расположенные в правой и левой колонках, предназначены для внесения сведений о транспортных средствах, водителях, а также их страховых полисах ОСАГО.
В пункте 13 изображен автомобиль. На нем необходимо отметить место, куда пришелся первый удар. Описательная часть расположена в пункте 14.
В приложении все делать удобнее за счет подсказок системы
Завершающим этапом является пункт 15, где водители ставят подписи. Далее заполняется центральный столбец, а именно пункт 16. Там указываются обстоятельства дорожно-транспортного происшествия. Возможно заполнение нескольких клеток, если был совершен сложный маневр. В таком случае внизу придется указать, сколько клеток было занято каждым участником.
В пункте 17 указывается схема дорожно-транспортного происшествия. Тут схематически изображаются:
- дорога;
- знаки;
- светофоры;
- номера домов;
- другие ориентиры.
Изображая транспортные средства, следует их указать так, как они находятся в реальности на дороге, отметив направление движения.
Образец составления схемы ДТП
После этого можно разделить бланк на 2 части, где каждый из участников аварии будет самостоятельно заполнять 7 пунктов на обороте. Здесь не требуется подпись второго из участников.
По новым правилам оформление европротокола частично происходит в специальном приложении «Европротокол.ДТП» (п. 6 ст. 11.1 №40-ФЗ). Водитель может заранее его установить и зарегистрироваться, в этом случае при происшествии не нужно будет тратить на это время.
- В первую очередь, водители попавших в ДТП автомобилей должны прекратить движение, выйти из машины и проанализировать ситуацию.
- Территорию аварии нужно обозначить аварийными знаками. Согласно пп. 7.2 ПДД РФ, если действие происходит в любом населенном пункте, расстояние от автомобиля до знака должно быть не менее 15 м. За пределами населенного пункта — не менее 30 м.
- При несильном ударе автоматическое оповещение ГЛОНАСС могло не сработать, поэтому водитель должен самостоятельно вручную нажать кнопку SOS. На это отводится 10 минут с момента аварии.
- Водители-участники ДТП должны заполнить бланк извещения в двух экземплярах. Форма такого бланка стандартная для всех страховых. Лучше всего всегда держать в машине несколько экземпляров на случай непредвиденной ситуации (их можно распечатать самостоятельно или получить в офисе страховой компании). В крайнем случае можно обратиться к водителям проезжающих мимо автомобилей.
- На заполненных извещениях должны стоять подписи обоих водителей.
- В приложении «Европротокол.ДТП» участники ДТП, руководствуясь подсказками, вводят даты выдачи своих полисов ОСАГО и фотографируют заполненные бланки, а также делают фото номеров машин, появившихся на автомобилях повреждений, общий план произошедшего ДТП. Эти фото с привязкой координат будут направлены в АИС ОСАГО в автоматическом режиме.
- На электронную почту водителя придет сообщение, подтверждающее получение данных, также ДТП будет присвоен порядковый номер.
- Фото, сделанные в приложении, не сохраняются в телефоне, поэтому водителю лучше сделать для себя отдельные снимки: иногда они могут понадобиться страховой. Если есть свидетели аварии, можно взять их контакты или письменные показания, это также будет способствовать разрешению спорных моментов.
- После этого водители могут разъезжаться. Дальше в течение 5 рабочих дней каждый из них должен отправить извещение о ДТП в свою страховую компанию.
Общие правила заполнения
При заполнении европротокола лучше всего использовать шариковую ручку: надписи гелевой ручкой или, например, карандашом, могут стереться и стать нечитаемыми. Бланк нужно заполнять разборчиво, лучше печатными буквами, без исправлений и зачеркиваний. Заполняются все поля без пропусков.
Как заполнить лицевую сторону
В европротоколе на лицевой стороне указываются следующие сведения:
- Место и дата происшествия. Адрес заполняется как можно более точно вплоть до номера километра, если ДТП случилось на трассе. Время также фиксируется с точностью до минуты.
- Указывается число поврежденных автомобилей (не более двух по правилам европротокола) и число пострадавших людей (их не должно быть вообще).
- Заполняются данные автомобилей и их собственников, а также данные страховых компаний и страховых полисов каждого из владельцев. Водитель заполняет столбец «Транспортное средство А» информацией о себе и своей машине, столбец «Транспортное средство В» — о втором участнике ДТП.
- Отмечаются обстоятельства ДТП и подробно описываются повреждения. Формулировки должны быть как можно более конкретными. Например, нужно писать не «помята дверь», а «вмятина на передней правой двери глубиной 2 см и размером 30х20».
- Составляется схема ДТП. Рисунок должен быть понятным: отмечается дорога, на которой произошло происшествие, и находящиеся рядом объекты. Схематично изображаются автомобили и стрелками — направления их движения. Если на схеме были введены какие-то дополнительные символы, обязательно нужно расшифровать их внизу.
- После описания всех повреждений оба водителя заполняют пункты 15 и 18: они обязательны для того, чтобы документ приняла страховая. Виновник ДТП в пункте 15 пишет «свою вину в ДТП признаю, претензий не имею», пострадавший — «в ДТП не виноват». В пункте 18 водители отмечают наличие или отсутствие разногласий и ставят свои подписи.
Как заполнить обратную сторону
Оборотную сторону каждый водитель заполняет самостоятельно. Там подробно описывается произошедшая ситуация, с точки зрения заполняющего. Кроме того, нужно отметить, кто управлял машиной: собственник или нет. В пункте «Примечания» можно указать наличие дополнительных материалов, которые могут помочь страховой: например, имеющуюся запись с видеорегистратора или контакты свидетелей.
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.