Lando-spb.ru

Автомобильному мастеру
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Оформить полис ОСАГО после аварии задним числом — оказывается и такое возможно

В суд с иском к известной страховой компании об осуществлении страховой выплаты обратилась автовладелица, с автомобилем которой произошло дорожно-транспортное происшествие в августе 2017 года. Причем сомнений в том, что в ДТП есть хоть какая-либо вина гражданки, у органов дорожного порядка (ДПС) не возникло, автомобиль в момент ДТП автомобиль не двигался. Однако это не помогло избежать столкновения с иномаркой Honda Civic и последующего удара в другой автомобиль, которым оказался ГАЗ 310221, он же «Волга».

По итогу происшествия стоимость ремонта составила более 330 тыс. рублей.

Но вот проблема: страховщик отказал потерпевшей стороне в выплате, сославшись на то, что в момент дорожно-транспортного происшествия полис виновника ДТП не действовал, при этом, согласно самому полису обязательного страхования, ответственность виновника на тот момент была застрахована:

«Согласно полису страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств ответственность (ФИО виновника ДТП) на момент аварии застрахована в АО «АльфаСтрахование», которое отказало истцу в выплате страхового возмещения со ссылкой на то, что на момент дорожно-транспортного происшествия данный страховой полис не действовал».

Первая судебная инстанция, рассмотрев спор, встала на сторону автоледи, частично удовлетворив требования в феврале 2018 года. Требования автомобилистки были удовлетворены частично, а именно: в ее пользу взысканы страховое возмещение, компенсация морального вреда, штраф и расходы на оплату услуг представителя.

Страховщика такой поворот дела, естественно, не удовлетворил, была подана апелляция. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда уже в июне 2018 года решение суда первой инстанции отменено. По делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований автоледи было отказано.

Дальше – больше. Как говорится, сражение проиграно, но не война. Далее с разбирательствами обратились в Санкт-Петербургский городской суд. На календаре – на секундочку! – был уже декабрь 2019 года.

Согласно документам гражданского иска:

«Постановлением президиума Санкт-Петербургского городского суда от 19 декабря 2018 г. указанное апелляционное определение отменено, решение Ленинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 14 февраля 2018 г. оставлено в силе».

Будучи уверенным в своей правоте и, вероятно, предполагая, что страхователь могла использовать мошеннические схемы, до недавнего времени достаточно распространенные среди нечистых на руку страховых агентов (в частности, оформление полиса ОСАГО задним числом), страховщик подал в Верховный суд кассационную жалобу, в которой ставил вопрос об отмене решения суда первой инстанции и постановления президиума Санкт-Петербургского городского суда.

Решение Верховного суда

Не зря мы сделали акцент на одной из мошеннических схем, которая предполагала оформление полисов ОСАГО задним числом. Ради получения страховых выплат «прошаренные» автомобилисты и подкованные в махинациях отдельные страховые агенты при отсутствии действующего полиса оформляли его постфактум, тем самым легализуя автомобилиста в глазах закона и позволяя ему воспользоваться страховыми деньгами при ремонте.

Для прекращения злоупотреблений страховщикам даже пришлось вводить так называемый «период охлаждения» (такой полис начинал действовать не сразу, а через несколько дней после покупки).

Но ВС встал на сторону застрахованной автомобилистки. Что произошло, и почему Верховный суд поддержал на первый взгляд сомнительный иск? Здесь важно посмотреть на нюансы.

«Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, и возражения на нее, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений», – говорится в определении по гражданским делам Верховного суда РФ.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда отметила, что ДТП произошло в 10 часов 11 августа 2017 года, при этом страховой полис был оформлен позже этим же днем, 11 августа 2017 г., не ранее 11 часов 42 минут. Данные об этом были установлены судом первой инстанции.

Однако, как говорится в материалах гражданского дела, «удовлетворил иск (ФИО потерпевшей), исходя из полной уплаты (ФИО виновника ДТП) страховой премии и указания в страховом полисе срока его действия с 00 час. 00 мин. 11 августа 2017 г.».

С другой стороны, отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд исходил из того, что на момент ДТП гражданская ответственность виновника застрахована не была, поскольку обращение в страховую компанию за оформлением полиса было произведено после этого события. С чем, в свою очередь, не согласился президиум Санкт-Петербургского городского суда.

Страховая компания уверена, что страхование распространяется только на случаи, произошедшие после заключения договора страхования и вступления его в силу

В соответствии со статьей 957 данного кодекса договор страхования, если в нем не предусмотрено иное, вступает в силу в момент уплаты страховой премии или первого ее взноса.

Страхование, обусловленное договором страхования, распространяется на страховые случаи, происшедшие после вступления договора страхования в силу, если в договоре не предусмотрен иной срок начала действия страхования.

Как подчеркнул Верховный суд, страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в первую очередь направлено на повышение уровня защиты потерпевших, на возмещение причиненного им вреда. Также потерпевшая сторона может добросовестно полагаться на сведения, указанные в выданном страховщиком полисе страхования общеобязательного образца. Напомним, что на момент ДТП ответственность, согласно полису ОСАГО виновника аварии, на тот момент была застрахована.

Но поскольку премию виновник выплатил полностью и в полисе указан срок его действия с ноля часов, а также что выданный совершившему ДТП автомобилисту полис ОСАГО является подлинным, оформлен на официальном бланке, о хищении или утере которого страховая компания в органы не сообщала (в случае несанкционированного использования бланка страховщик обязан за свой счет возместить причиненный вред, кроме варианта, связанного с хищением, но и тогда это является поводом к отказу со стороны страховой только в случае заявления в органы до наступления страхового случая), а также что договор страхования, в подтверждение заключения которого виновнику ДТП выдан полис, ответчиком по установленным законом основаниям недействительности сделок не оспаривался и недействительным судом не признавался, более того, истец стороной заключенного между причинителем вреда и страховщиком договора не являлась, доводы ответчика о недобросовестном поведении страхователя основанием для отказа в удовлетворении требований потерпевшего быть не могут.

На основании этих и других доводов, с которыми вы более подробно можете ознакомиться в материалах дела здесь, ВС не удовлетворил жалобу страховщика, признав выплату по оформленному задним числом бланку ОСАГО законной.

Ответственность за оставление места ДТП

Если же автолюбитель не выполняет данное требование ПДД, сотрудник ГИБДД вправе привлечь его к ответственности исходя из норм Кодекса об административных правонарушениях. В частности, к такому водителю могут быть применены следующие виды санкций:

  1. Лишение водительского удостоверения на срок до полутора лет.
  2. Административный арест на срок до 15 суток.

Соответственно, водитель, который решил покинуть место дорожно-транспортного происшествия, не желая заниматься ее оформлением, может быть привлечен к достаточно серьезным мерам ответственности.

Приняв такое решение, автомобилист может или отправиться под арест, или стать пешеходом минимум на один год.

Так допускается ли оформление ДТП спустя несколько дней после аварии?

Случаи, когда вызов ГИБДД на место аварии обязателен

Если в результате дорожно-транспортного средства был причинен ущерб жизни или здоровью людей, то вызов сотрудников дорожной инспекции для оформления происшествия обязателен.

Поэтому водитель, оказавшийся участником такого столкновения, сразу же после остановки своего транспортного средства должен вызвать на место происшествия ГИБДД, скорую помощь, после чего дожидаться приезда экстренных служб.

Можно ли оформить ДТП на следующий день

В 2015 году вступили изменения в Правилах дорожного движения, которые значительно облегчили жизнь водителей. Одни из изменений коснулись процесса оформления ДТП.

Во-первых, функции инспекторов ГИБДД были переложены на аварийных комиссаров, что значительно упростило момент общения и сбора документов по аварии, убрало некий стрессовый фактор, связанный с общением с работниками правопорядка.

Во-вторых, теперь если нет пострадавших водителей, пассажиров или третьих лиц, которым причинён вред, можно оформить документы по аварии самостоятельно, то есть даже присутствие аварийного комиссара необязательно.

Сам процесс не изменился. После аварии водитель обязан остановиться, включить аварийные сигналы и убедиться, что нет пострадавших, которым требуется медицинская помощь. Далее знакомимся с водителем второй машины и совместными усилиями заполняем протокол и зарисовываем схему ДТП.

В схеме должно быть обязательно отражено:

  • оба автомобиля в конечном виде (момент столкновения);
  • схема движения ТС;
  • местность: улицы, близстоящие дома, перекрестки, светофоры.

Данная схема может быть заполнена только в день происшествия, откладывать это на следующий день нельзя. В протоколе должно быть отражено объяснение каждого из водителей по данной ситуации. Оформление Европротокола возможно только если оба водителя согласны, кто из них виноват и отсутствуют другие спорные вопросы. Кроме того, примерная сумма ущерба не должна превышать 100 тысяч.

Эти два документа должны быть составлены и подписаны на месте аварии. Дальнейшие разбирательства переносятся на удобное время в пределах 5 рабочих дней со дня аварии. В них входит обращение в страховую компанию для заявления о страховом случае.

Законодательство строго регулирует этот процесс.

Если вы решили оформить ДТП в удобное для вас время, куда-то торопились, то вторая сторона может это преподнести для сотрудников ГИБДД как побег с места преступления, что наказывается административным штрафом.

Статья 12.27 КоАП РФ указывает, что человек, покинувший место ДТП без видимой на то причины совершает административное нарушение и может быть за это наказан не только штрафом, но и лишён прав сроком от 1 года до 1,5 лет. Возмещение убытков пострадавшим происходит обычным путём, если водитель будет найден.

В каких случаях требуется вызывать ГИБДД

Вызов сотрудников ГИБДД обязателен в случае, если пострадали люди. Это не зависит от объёма нанесённых повреждений. Даже если существенных повреждений, которые могут быть опасны для жизни человека, нет, то необходимо обращаться к инспекторам. Данный момент регулируется пунктом 2.6 ПДД. Только в этом случае присутствие служб обязательно, в иных случаях функционал ГИБДД обеспечивает служба аварийных комиссаров.

Если случилось ДТП с пострадавшими, то любой из водителей обязан оказать необходимую медицинскую помощь и вызвать скорую.

Если для оформления был приглашён сотрудник ГИБДД, то последовательность оформления инцидента будет следующая:

  • составляется схема аварии с указанием автомобилей и направления их движения, близлежащих домов и название улиц;
  • опрашиваются свидетели и участники ДТП, с последних берутся объяснительные относительно их действий;
  • как только произошла фото и видео фиксация окружающей обстановки и повреждений ТС, машины должны быть убраны или эвакуированы с проезжей части, чтобы не создавать пробку;
  • все повреждения фиксируются в протоколе;
  • в отношении виновника открывается административное дело по факту нарушения ПДД;
  • подведение итогов в документах, виновнику назначается штраф, накладывается арест при необходимости и открывается административное дело.

Если авария подразумевает дальнейшее изъятие прав у виновника, то инспектор сделать этого не может. Только на суде может быть вынесено решение о лишении права управления транспортным средством.

Если вы не согласны с решением инспектора или же заметили расхождения с истинными событиями, то необходимо озвучить это. Часто ни одна из сторон не подтверждает своей вины. Если вы не можете прийти к единогласному решению, то оформление Европротокола невозможно. Обращение к сотрудникам ГИБДД должно быть в тот же самый день. Уполномоченное лицо обязано приехать на место аварии или же со всеми документами, фотографиями придётся ехать в ближайший пункт ДПС.

Ранее выезд инспектора был обязателен в любой ситуации, теперь же только в аварии с пострадавшими людьми.

Если вы обратились к инспектору, то за доказательства вины или её отсутствие может быть приняты любые видео и фото с места ДТП, записи с видеорегистраторов и с уличных камер, письменные комментарии прохожих-очевидцев, схема ДТП, повреждения автомобилей.

Обращение к сотрудникам ДПС требуется в случае, если примерная сумма ущерба превышает 100 тысяч. Если нет справок от ГИБДД, то возмещение средств или же ремонт автомобилей может быть достаточно долгим из-за проблем со страховщиком.

Почему страховая откажет?

Прежде всего, напомним, что получить возмещение по ОСАГО могут лишь потерпевшие в ДТП водители, если их здоровью, жизни либо имуществу в результате столкновения причинен вред (ст. 12 ФЗ № 40 «Об ОСАГО»). Виновники происшествия на возмещение по ОСАГО рассчитывать не могут в принципе ни при каких обстоятельствах.

Для получения возмещения потерпевшие водители должны обладать действующим страховым полисом, быть трезвыми на момент столкновения, и знать, как оформить ДТП и обратиться в страховую компанию.

Порядок такого обращения определен Главой 3 Правил ОСАГО. В частности, согласно п. 3.1 этих Правил, при столкновении водители обязаны принять все необходимые меры для оформления документов о происшествии в соответствии с правилами ОСАГО. Такими документами, в том числе будут являться:

  • копии админпротокола, постановление по делу о ДТП либо определение об отказе в возбуждении дела, составленные сотрудниками ГИБДД, если они вызывались;
  • извещение о происшествии, составленное при участи обоих водителей (либо одного только потерпевшего, если виновник отказывается участвовать).

Эти же документы, согласно п. 3.10 Правил ОСАГО должны быть направлены вместе с другими в страховую компанию пострадавшим водителем в целях получения возмещения.

Если же водители не оформили ДТП, получить страховку невозможно, так как такие обязательные документы по происшествию у них, очевидно, будут отсутствовать. И это, как следствие, однозначно станет основанием для отказа в возмещении со стороны страховой компании.

Нюансы оформления ОСАГО задним числом

Как правило, страховой полис делается на один год, по этой причине большинство автомобилистов просто не помнят, когда истекает его срок. Хорошо, если водитель самостоятельно вспомнит или увидит, что пора оформлять новый. Однако нередко бывают случаи, что о просроченном сроке становится известно только во время ДТП. И некоторые даже не представляют, что делать в сложившейся ситуации, ведь без полиса невозможно возместить ущерб, и ремонт придется делать за свой счет.

Однако данную проблему все же можно решить, при условии, что водитель не является виновником аварии. Чтобы получить страховые выплаты, можно оформить страховку задним числом, то есть купить «левый» полис. Не многие компании готовы пойти на данный риск, поэтому придется найти правильный подход к страховому агенту. Если переговоры прошли успешно и сотрудник фирмы согласился выдать страховое свидетельство, то нужно попросить подвезти его к месту аварии.

Важно! Данный способ можно использовать, только если водитель не нарушил правил дорожного движения и не стал виновником ДТП. Тогда есть все шансы получить страховые выплаты от компании виновника аварии.

Стоит обратить внимание, если водитель признан виновным в произошедшей аварии, то страховка задним числом после ДТП не поможет. Потому как при обращении в указанную страховую компанию будет выявлен факт, что полис является фальшивым, ведь он не будет отображаться в реестре страховщиков.

Как выявляют мошенничество

Страховыми компаниями разработан специальный тест, который помогает с большой долей вероятности определить наличие аферы. Анализируя отдельные факты, им присваиваются баллы:

  • 5 – существенный материальный ущерб, несоизмеримый с обстоятельствами его причинения;
  • 5 — отдаленная местность и отсутствие свидетелей происшествия;
  • 4 – участие знакомых в ДТП;
  • 3 – короткий период между датой подписания договора страхования и наступлением события;
  • 3 – отсутствие оригиналов документов на машину при заключении договора;
  • 3 – неясные показания по обстоятельствам страхового случая;
  • 2 – несоответствие социального статуса автовладельца и стоимости его ТС;
  • 2 – отсутствие телесных повреждений при серьезной аварии;
  • 1 – пробег машины составляет свыше 70000 км;
  • 1 – управление автомобилем по доверенности.

Более 20 баллов указывает на мошенничество. Показатель 10-20 говорит о высокой вероятности аферы. Менее 10 – явных признаков преступного умысла нет.

Действенными методами проверки является снятие информации с ключей авто, установление даты и времени срабатывания подушек безопасности. Это позволяет определить реальность ДТП.

Пристальное внимание уделяется страховым случаям, связанным с крупными убытками, машинам, пригнанным из-за рубежа, сменившим нескольких владельцев, не имеющим оригинала ПТС. К проверке привлекается собственный отдел безопасности, независимые эксперты. По словам работников СК, к полиции обращаются только в критических ситуациях, так как это связано с репутацией компании. Зачастую с мелкими нарушителями проводится серьезная беседа, после которой незаконно полученные деньги возвращаются страховщикам, а мошенники попадают в «черный список».

Удастся ли сэкономить или заработать на незаконном оформлении КАСКО – вопрос спорный. А вот последствия от этого могут быть очень печальными.

Читать еще:  Как возместить ущерб после ДТП по ОСАГО?
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector