Lando-spb.ru

Автомобильному мастеру
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как оспорить автотехническую экспертизу

Экспертные мероприятия могут проводиться страховой организацией и независимой экспертизой, если ее участник не согласен с результатами специалистов, работающих в связке со страховой компанией.

  • выяснить причины ДТП;
  • установить обстоятельства происшествия;
  • определить ущерб транспортному средству.

Если экспертиза проводится по определению суда, то расходы за нее берет на себя инициирующая сторона, либо бюджет, в случае, когда процессуальное действие инициируется самим судом.

Результаты проверки и оценки могут быть целенаправленно занижены. Особенно этим злоупотребляет страховые компании, чтобы снизить сумму восстановительного ремонта.

Документ эксперта из страховой не считается неоспоримым подтверждением суммы ущерба. Если владелец автомобиля не согласен с выводами специалиста, он вправе заказать новую экспертизу, либо оспаривать выводы страховой в судебном порядке.

Можно ли обжаловать судебную экспертизу по ДТП

Действующее российское законодательство предусматривает возможность назначения экспертиз по делам о нарушении правил дорожного движения, руководствуясь нормами таких нормативно-правовых актов, как:

  • уголовно-процессуальное законодательство, которое предоставлено УПК Российской Федерации;
  • административно-процессуальное законодательство, которое предоставлено АПК Российской Федерации;
  • гражданско-процессуальное законодательство, которое предоставлено ГПК Российской Федерации.

Руководствуясь указанными кодексами, стороны дорожно-транспортного происшествия могут воспользоваться своим правом, для того чтобы обжаловать результаты судебной экспертизы, с выводами которой они не согласны.

А так как в суде каждая из сторон имеет право предоставлять свои доказательства, то противоположная сторона наделена правом с ними не соглашаться.

Поэтому нормы действующего законодательства, наделяют каждую из сторон судебного разбирательства такими правами:

  • не согласиться с выводами судебной экспертизы в целом и оспорить их, заявив соответствующее ходатайство;
  • не согласиться с самим ходом проведения судебного исследования и оспорить его;
  • заявить отвод специалисту, который был привлечен в качестве эксперта, усомнившись в его компетентности, соответствующей квалификации и личной заинтересованности в предоставлении заключения в пользу одной из сторон;
  • оспорить заключение судебного эксперта на основании неправильно примененных методик исследования.

Кто назначает проведение исследования

Следует знать, что разные виды экспертиз инициируются по-разному. Автотовароведческое исследование проводят по инициативе страховой компании, участников автоаварии, дознавателя по делу и суда. Страховая компания, при организации независимой экспертизы выдает потерпевшему автолюбителю только направление.

Сотрудники прокуратуры или следственных отделов полиции выносят письменное постановление о назначении экспертизы. Судья готовит письменное определение по исполнению независимой экспертизы по ДТП. Автовладелец обращается в экспертную компанию на коммерческой основе и заключает договор о выполнении исследования.

Постановление или определение о назначении экспертизы являются процессуальными документами на основании, которых эксперт выполняет исследование. Текст документов обязательно начинается с очень подробного описания обстоятельств, при которых произошло дорожно-транспортное происшествие.

Причины аварий.

В документах указываются параметры, которые зафиксированы в протоколе осмотра места ДТП, а также в акте осмотра поврежденного автомобиля или акте судебно-медицинского освидетельствования. Кроме этого в постановлении или определении о назначении экспертного исследования содержатся фрагменты объяснений участников столкновения и свидетельских показаний.

Это делается для того, чтобы эксперт, который не присутствовал на осмотре места автомобильной аварии, смог составить общую картину происшествия. Далее определяется перечень вопросов, на которые должен ответить эксперт в ходе проведения исследования. Если экспертизу назначает судья по ходатайству участников ДТП, то он формирует окончательный список вопросов для эксперта.

Особенности постановления о назначении экспертизы

Некоторые нюансы правового характера:

  1. вынести постановление вправе только лица, наделенные соответствующими полномочиями. Если оно составлено должностным лицом, не имеющим права на выполнение подобных действий, его можно признать недействительным. Это не говоря уже об ответственности, к которой должен быть привлечен нарушитель;
  2. одним из основных компонентов содержания является информация о причине совершения ДТП, повлекшей за собой наступление вредных последствий. Обстоятельства столкновения должны быть раскрыты по максимуму, поскольку от этого будет зависеть величина компенсационных выплат в будущем;
  3. оно должно вмещать сведения об обстоятельствах, сопутствующих дорожно-транспортному столкновению;
  4. обязательно вносятся показания свидетелей, если таковые имеются;
  5. данные об аварии, представленные пострадавшей и виновной стороной, также подлежат обязательному внесению в текст;
  6. документ должен содержать основные параметры из протоколов, составленных после осмотра транспортного средства/средств;
  7. информация, касающаяся данных, полученных в результате тщательного осмотра места происшествия, также вносится в постановление.

Вместе с этим к документу в обязательном порядке прилагается схематическое изображение ДТП.

Что служит основанием для оспаривания?

Исследования в рамках СМЭ при ДТП проводятся с целью:

  • установить механизм получения травм;
  • определить степень тяжести причиненного вреда здоровью;
  • подтвердить или опровергнуть факт опьянения.
Читать еще:  Самостоятельно рассчитать yщерб при ДТП

Если в результате столкновения транспортных средств погиб человек, экспертиза позволяет определить:

  • была ли смерть следствием произошедшей аварии, или человек умер по другим причинам;
  • связана ли смерть участника аварии с отсутствием своевременной медицинской помощи или некачественной работой медиков.

Свое несогласие с мнением экспертов могут выражать все стороны судебного процесса – виновник и пострадавший. Частым основанием для опротестования заключения СМЭ служит неверное установление степени вреда, причиненного пострадавшему. Однако, могут быть и другие поводы для оспаривания с целью изменить выводы экспертизы в своих интересах.

К недопустимым относят доказательства, полученные в обстоятельствах нарушения закона. Поскольку исследование, проводимое в государственном учреждении, проводится в четком соответствии законного регламента, добиться оспаривания бывает трудно, ведь репутация и квалификация государственных экспертов сомнению не подвергается.

При тщательном рассмотрении дела, сторона, заинтересованная в аннулировании заключения СМЭ, может ссылаться на:

  • нарушение процессуальной нормы назначения проведения СМЭ;
  • недостаток полномочий на выполнение исследований экспертом;
  • неисполнение требований по разъяснению прав, обязанностей эксперта, его ответственности за ложные сведения;
  • привлечение к СМЭ эксперта, к кандидатуре которого установлены основания для отвода. Это может быть недостаток компетенций, наличие связи с участниками процесса, личной заинтересованности, непосредственной вовлеченности в процесс в качестве обвиняемого или свидетеля;
  • несоблюдение норм и требований, которые установлены законодательством в отношении проведения и оформления СМЭ;
  • фабрикация ложного документа;
  • любые не упомянутые выше нарушения в процедуре и ее назначении.

Если удается признать доказательства недопустимыми, суд исключит их из рассмотрения при разбирательстве. Документ становится недействительным и не способен повлиять на выносимое далее решение.

Однако часто инициаторы оспаривания ищут повод для пересмотра вынесенных заключений. Для этого требуется найти основания для проведения дополнительной СМЭ. Оспаривающая сторона вправе ссылаться на неясность или неполноту подготовленного судмедэкспертом документа.

В качестве оснований для нового СМЭ может выступать:

  • наличие сомнений в верности выводов;
  • подозрение к недостаточности обоснований;
  • наличие двух заключений экспертов, противоречащих друг другу.

Повторное назначение СМЭ грозит запутыванием дела и затягиванием судебного разбирательства, поэтому, перед принятием решения о повторной процедуре, экспертов допрашивают с целью выявления и устранения спорных моментов.

Заключение эксперта

Собственник транспортного средства имеет право оспорить заключение эксперта в двух случаях: если оно было ложным или если оно было ошибочным, по мнению заявителя.

Ложное заключение

Как правило, в рамках рассмотрения дела в суде, заключение специалиста расценивается в качестве доказательства. Именно по этой причине, если одна из сторон считает, что результаты исследования были ложными, необходимо их оспорить.

Ошибочное заключение

Второй вариант неправильного составления результата исследования – ложное заключение. Данный вариант является непреднамеренным, к примеру, ввиду недостаточной компетентности специалиста.

Что нужно знать для оспаривания экспертизы по ДТП

Прежде чем ответить на вопрос о том, как правильно оспорить независимую экспертизу по дорожно-транспортному происшествию, необходимо разобраться в сути понятия «независимая экспертиза», рассмотреть основные их виды и порядок назначения, а также порядок проведения.

Для корректного использования и понимания значения словосочетания «независимая экспертиза» следует знать, что любое исследование, проводимое в рамках производства по делу о ДТП, по своей сути, должно отвечать критерию независимости.

Под независимостью понимается отсутствие заинтересованности эксперта, выполняющего экспертизу, в результатах рассмотрения дела.

Именно так мы и будем понимать смысловое значение понятия «независимая экспертиза».

Термин «независимая экспертиза», не имеет законодательного закрепления.

Читать еще:  Основные причины ДТП по вине пешеходов

Вместе с тем, широкое употребление этого словосочетания обусловлено его использованием в законе РФ от 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Закон РФ «Об ОСАГО»).

Так, в пунктах 10 и 11 статьи 12 Закона РФ «Об ОСАГО», устанавливающей порядок определения страховой выплаты, используются понятия «независимая экспертиза (оценка)» и «независимая техническая экспертиза транспортного средства». В данной правовой норме речь идет о двух различных, по сути, видах экспертиз.

В общеправовом смысле «зависимых экспертных заключений» не бывает.

Наличие заинтересованности эксперта при осуществлении экспертной деятельности по любой категории дел, превращает экспертное заключение в недопустимое доказательство (часть 2 статьи 50 Конституции РФ).

Если экспертное заключение носит заведомо ложный характер, то эксперт привлекается к установленной российским законодательством ответственности (статья 17.9 Кодекса РФ об административных правонарушений, статья 307 Уголовного кодекса РФ).

Оспорить независимую экспертизу по дорожно-транспортному происшествию означает доказать несоответствие ее выводов обстоятельствам дела либо выявить нарушения закона, при которых она будет признана недопустимым доказательством.

Помощь в оспаривании такого рода экспертных заключений, следует искать у профессиональных автоюристов и адвокатов, специализирующихся по делам о ДТП.

Для анализа обстоятельств ДТП, установления степени тяжести вреда, причиненного здоровью потерпевшего, определения величины причиненного ущерба от повреждения транспортных средств и в других случаях на первоначальных стадиях производства по делу о ДТП инициируются различные исследования.

Статьи в помощь:

Как правильно оспорить независимую экспертизу по ДТП

Для ответа на вопрос о том, как правильно оспорить независимую экспертизу по ДТП, прежде всего, следует знать, что исследование и заключение эксперта – это не тождественные понятия.

Существует два вида исследований.

Первые выполняются специалистами, вторые – экспертами.

Документ, содержащий заключение специалиста, называется «исследованием».

Исследование выполняется специалистом, но не экспертом. Доказательственное значение исследования, проведенного специалистом, существенно ниже заключения эксперта.

Исследование может проводиться по инициативе любой из сторон – участников ДТП, без его процессуального закрепления. Исследование проводит специалист.

Специалист не несет никакой ответственности за дачу заведомо ложного заключения, исходные данные для исследования и вопросы, подлежащие разрешению в процессе исследования, предоставляет и формулирует заказчик.

Проведение экспертизы назначается постановлением должностного лица (определением суда), осуществляющего производство по делу о ДТП. Эксперт всегда предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложного заключения (статья 307 УК РФ, статья 17.9 КРФ об АП).

Участники производства по делу о ДТП (стороны, заинтересованные лица) имеют право на выбор экспертного учреждения (эксперта), которому будет поручено проведение экспертизы.

Они вправе заявлять отвод эксперту, формулировать и представлять вопросы для экспертизы, присутствовать при проведении экспертизы, заявлять ходатайства о назначении повторной, дополнительной, комплексной, комиссионной экспертиз (статьи 79, 84 ГПК РФ, статья 26.4 КРФ об АП).

В процессе производства по делам о дорожно-транспортных происшествиях проводятся различные виды экспертиз: автотехническая, транспортно — трасологическая (криминалистическая), технического состояния транспортных средств, дорожная, автотовароведческая.

Каждая из перечисленных экспертиз, используя научно обоснованные методы исследования объектов, решает определенный круг задач.

Статьи в помощь:

При разъяснении вопроса о том, как оспорить независимую экспертизу по ДТП, прежде всего, следует определиться о каком из ее видов идет речь.

Выбор методов и способов оспаривания, в каждой ситуации, требует индивидуального подхода.

В подобных вопросах следует остерегаться универсальных советов доморощенных «знатоков».

Имеющаяся у юристов нашего сайта многолетняя практика по ведению дел о дорожно-транспортных происшествиях позволяет дать лишь общие рекомендации по рассматриваемой теме.

Что следует делать при оспаривании независимой экспертизы по ДТП

Алгоритм действий по оспариванию независимой экспертизы в делах о дорожно-транспортных происшествиях можно представить в следующем виде:

Процедуре оспаривания любой экспертизы по делу о ДТП предшествует ознакомление с постановлением (определением) о назначении экспертизы.

Именно в этом процессуальном документе содержатся исходные данные, на основании которых эксперт выполняет экспертизу.

В постановлении (определении) о ее назначении, указываются обстоятельства ДТП, излагаются показания участников и свидетелей происшествия, отражаются параметры, зафиксированные в протоколах осмотра транспортных средств, протоколе осмотра места происшествия и схеме места ДТП.

Читать еще:  Срок давности при оставлении места ДТП

Статьи в помощь:

Если при ознакомлении с постановлением (определением) о назначении экспертизы будут выявлены несоответствия сведений, содержащихся в этом документе, и сведений зафиксированных в материалах о ДТП, то имеются все основания ходатайствовать о назначении дополнительной экспертизы.

Выводы дополнительного экспертного заключения могут существенно отличаться от выводов первоначального.

Ознакомившись с заключением эксперта необходимо дать ему оценку.

При анализе экспертного исследования следует выяснить:

а) полностью ли разрешены вопросы, поставленные перед экспертом;

б) не превысил ли эксперт пределов своей компетенции;

в) нет ли противоречий между резолютивной частью (выводами) и исследовательской частью заключения;

г) соответствуют ли выводы экспертизы другим доказательствам, имеющимся в материалах дела о ДТП.

При изучении экспертного заключения всегда следует применять критический подход.

Лица, оспаривающие независимую экспертизу по ДТП, должны понимать, что заключение автотехнической и транспортно-трасологической экспертиз носит только вероятностный характер.

Выводы экспертного заключения напрямую зависят от исходных данных.

Даже незначительное изменение какого-либо условия или параметра, может привести к изменению заключения в целом.

4. Для того, чтобы оспорить заключение независимой экспертизы по ДТП, нужно вызвать эксперта в судебное заседание.

Эксперт подлежит допросу с целью разъяснения экспертного заключения.

Если эксперт не сможет объяснить противоречий, имеющихся в заключении, то необходимо назначать повторное исследование.

В случаях смысловой неполноты, противоречивости, сомнительности, неясности или необоснованности выводов экспертного заключения, для его опротестования необходимо ходатайствовать о назначении повторной (дополнительной) комплексной экспертизы.

Ходатайство о назначении повторной (дополнительной) комплексной экспертизы должно быть обоснованным и мотивированным.

Ходатайство составляется в письменной форме и приобщается к материалам дела, лицом, участвующим в деле или его адвокатом.

  • Все о ДТП и автостраховании

Комментарии

Здравствуйте, Альберт.
Прежде чем ответить на Ваш вопрос , считаю важным напомнить, что ответственность за вред , причиненный источником повышенной опасности, законом возлагается на его владельца ( собственника или иное лицо, владеющего транспортным средством на законном основании) . Таким образом, если на момент ДТП, Вы управляли чужим автомобилем без надлежащего оформления права владения ( управления), то возмещать ущерб, причинный Вами , должен собственник ТС.
Положения статьи 14 Закона » Об ОСАГО» в качестве лица, к которому страховщик, предъявляет регрессное требования в порядке, предусмотренным законом, называет лицо, причинившее ущерб. Вместе с тем, Гражданский кодекс РФ в статье 1079 определяет основы гражданско-прав овой ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности.
Поэтому, при определенных условиях, Вы можете вообще уйти от ответственности , возложив ее на собственника автомобиля.Подр обности читайте в статье «Возмещение ущерба при ДТП».
По существу заданных вопросов поясняю, что в соответствии со статьей 18 п. «Б» ФЗ » Об ОСАГО», размер убытков, подлежащих возмещению страховщиком, определяется суммой расходов , необходимых для приведения имущества в до аварийное состояние. Если автомобиль старый, то применяется 50 % износ , по новым правилам и 85% по старым ( у вас ДТП было 1,5 года, тогда действовали старые правила).
Вместе с тем, если ремонт автомобиля превышает его рыночную стоимость на момент ДТП, то страховая выплата не может превышать размер стоимости Т/С. В противном случае, страховое возмещение приведет к неосновательном у обогащению.
Если ситуация развивается по описанной Вам схеме, то вариант ее решения лежит в назначении независимой судебной ( автотовароведче ской )экспертизе).
Вопросы эксперту :
— Какова рыночная стоимость ТС на момент ДТП?
— Какова стоимость восстановительн ого ремонта ТС на момент ДТП ( с учетом износа запасных частей , подлежащих замене)?
— Является ли восстановление ТС экономически целесообразным?

Экспертиза проводится по материалам дела. Таким образом, если автомобиль отремонтирован , утилизирован или продан, то препятствий для экспертизы не будет.
В заключении отмечу, что из практики, такие дела имеют хорошую перспективу для ответчиков.
Желаю Вам удачи!

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector