ДТП с одним участником
ДТП с одним участником
Аварии на дороге – обыденное явление, которое случае ежедневно. Как правило, во время дорожного происшествия есть не менее двух участников, а иногда их бывает и больше. Однако порой может возникнуть ситуация, когда водитель транспортного средства «успешно» справляется самостоятельно и разбивают собственное транспортное средство. Подобная ситуация на первый взгляд кажется комичной, но в то же время, она требует должного оформления в соответствии с действующим законодательством. Такое дорожное происшествие называют ДТП с одним автомобилем.
Что такое ДТП с одним участником
Это авария, в которой задействовано только 1 транспортное средство и посторонние люди не пострадали.
Типичные происшествия без второй стороны
- Автомобиль врезался в дерево, опору ЛЭП, дорожный знак или забор;
- Задел высокий бордюр при парковке;
- Не справился с управлением и улетел в кювет.
Если машина врезалась в стоящее на парковке или обочине транспортное средство, это ДТП с двумя сторонами. И когда водитель сбил пешехода, не может идти речь об аварии без второй стороны.
Как поступить водителю?
Водители полагают, что если в аварии не задействовано второе лицо, можно уезжать с места происшествия. Подобное мнение ошибочно: если ГИБДД узнает, что автолюбитель уехал с места аварии, его ждет штраф или лишение прав на период 1-1,5 года. Чтобы избежать наложения санкций, водителю нужно остаться на месте аварии и вызвать представителей ГИБДД: оформить происшествие без их участия нельзя. Оставление места происшествия означает невозможность получения возмещения по полису КАСКО. Страховая компания потребует у автолюбителя протокол ГИБДД, который тот не сможет выдать, т.к. он не дождался приезда правоохранительных органов. Таким образом, при таком ДТП необходимо соблюдать следующий порядок действия:
- Остановить автомобиль и успокоиться.
- Уточнить не пострадал ли кто-либо из пассажиров.
- Вызвать на место происшествия сотрудников ГИБДД.
- Позвонить в свою страховую компанию и рассказать о случившемся.
- Зафиксировать на фотоаппарат или видеокамеру обстоятельства аварии.
- Проконтролировать корректность оформления документов сотрудниками ГИБДД, внимательно прочитать протокол.
- Подписать документы, если все записано верно.
Рассчитывать на возмещение ущерба после дорожно-транспортного происшествия с одним участником могут только владельцы полиса КАСКО, поскольку действие ОСАГО не распространяется на подобные ситуации. Чтобы избежать проблем с получением компенсации, необходимо еще раз проконтролировать правильность заполнения документов и их адекватность реальным обстоятельствам аварии.
Что будет, если покинуть место ДТП
Если в ДТП участвует один автомобиль, то владелец машины не всегда волен. Как мы уже отмечали, при отсутствии ущерба чужому имуществу или здоровью и несущественных повреждениях транспортного средства, ничего не мешает покинуть место происшествия. К примеру, в ситуации, когда автомобиль врезался в забор и у него отвалился бампер, нет смысла проводить оформление, потому что устранять ущерб автолюбителю придётся за свои деньги, а возмещать ущерб никому не придётся.
Рассмотрим отдельно ситуацию, в которой участвует пешеход. Предположим, что в ходе ДТП пострадал человек, а водитель скрылся с места происшествия. По факту в ДТП только один автомобиль, но будет нарушено немало законов. Приведём их:
- Невыполнение обязанностей.
- Оставление в опасности. Отметим, что нарушение статьи происходит только в том случае, когда ПДД водителем нарушены не были.
- Нарушение ПДД.
Если водитель скрылся с места ДТП, в котором получило повреждения чужое имущество, то данная ситуация будет рассматриваться в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, а именно с главой 59. Важно отметить, что необходимо проконсультироваться со своим страховым агентом при наличии полиса каско, чтобы он объяснил, можно ли покинуть место ДТП без оформления. Мы уже говорили, что у каждой СК свои правила, но почти всегда подобная авария влечёт за собой определённую процедуру, если мы говорим о возмещении ущерба по каско.
Правила и порядок оформления ДТП по Европротоколу 2020
Европротокол — это извещение о ДТП, который составляется водителями самостоятельно, без привлечения инспекторов ГИБДД. Таким образом, упрощенное оформление ДТП без ГИБДД и является оформление по европротоколу.
Условия, при которых можно упрощенно оформить ДТП, мы описали выше. Рассмотрим порядок оформления. Итак, вы попали в ДТП, зафиксировали повреждения, установили, что ДТП можно оформить по европротоколу. Ваш порядок действий:
- Удостовериться, что к вашему полису приложены бланки для оформления протокола и извещения о ДТП: лист-извещение с самокопиром.
- Отсутствуют — свяжитесь с ГИБДД. Часто в больших городах есть пункты оформления ДТП по европротоколу, где вам предложат бланк на месте. Или позвоните в страховую компанию. В некоторых случаях они могут отправить агента на место ДТП, он поможет его оформить правильно.
- Если нашли бланки: заполните совместно с другим участником ДТП лицевую сторону извещения, поставьте подписи.
- Копию передайте второму участнику ДТП.
- Заполните обратную сторону листа извещения.
После заполнения всех бланков оформление ДТП по европротоколу можно считать законченным. Потерпевшая и виновная сторона должны отнести соответствующие бланки в страховые компании. На это закон отводит 5 дней. Кроме того, в течении 15 дней после ДТП автомобили не должны ремонтироваться.
Важно: Даже если потерпевшая сторона не отправит извещение о ДТП в страховую компанию, второй участник сможет получить возмещение. Но в таком случае деньги будут взыскивать с виновной стороны.
Образец бланка европротокола
Особенности заполнения бланка европротокола:
- Не используйте гелевых ручек, иначе есть шанс получить помарки на протоколе.
- Заполняйте разборчивым почерком.
- Избегайте исправлений, их наличие позволит трактовать факты по разному.
- Заполняйте все графы и поля в протоколе.
Порядок действий и оформление
Если автомобилист попал в аварию без другого участника, ему следует:
- включить аварийный сигнал на авто и поставить на необходимом расстоянии знак;
- убедиться, что в результате события не причинено вреда здоровью других людей;
- узнать, не нанесен ли ущерб чужому имуществу;
- осмотреть собственное ТС;
- позвонить в ГИБДД и сообщить о случившемся, описать ситуацию, спросить, что делать;
- самостоятельно составить схему происшествия;
- приехать в отдел службы по названному дежурным адресу, если он этого требует (такое распоряжение дается, когда повреждения авто незначительны, и водитель может прибыть к указанному месту на нем);
- дождаться приезда сотрудника ГИБДД, если так распорядился дежурный;
- пока инспектора нет, найти очевидцев, способных подтвердить, что в аварии был только один участник;
- сфотографировать место события;
- позвонить в свою страховую компанию, если оформлен полис КАСКО;
- после приезда сотрудника службы подробнее рассказать ему об обстоятельствах аварии;
- составить письменные объяснения;
- внимательно прочитать написанный инспектором протокол о ДТП, особенно ту часть, в которой описаны повреждения автомобиля;
- забрать копию документа, а также справку о ДТП.
Кто возместит ущерб
Не менее важная проблема, чем оформление происшествия, возможность получения средств на ремонт автомобиля от страховщика. Здесь есть два варианта:
- У водителя оформлен полис ОСАГО. Этот вид страхования не предполагает выплат, связанных с ДТП без второго участника. Компания потребует предъявить ей виновного, иначе назовет аварию нестраховым случаем. А поскольку это невозможно, то и денег на восстановление автомобиля она не заплатит.
- У водителя есть КАСКО. В этом полисе фиксируются многие случаи аварий с одним участником, как требующие возмещения. Если ДТП вписывается в критерии конкретной компании и выписанного ею документа, автовладелец получит страховую выплату. Но только на ремонт машины и после предъявления справки о происшествии из ГИБДД.
А здесь подробнее о том, за что лишают водительских прав.
Аварии, где есть лишь один участник, в большинстве случаев возникают из-за его невнимательности, недостаточных навыков вождения. Чтобы не ломать голову по поводу оформления такого ДТП, лучше вообще не попадать в него, ездить аккуратнее и по правилам. А если не повезло, оформлять дело по закону во избежание дополнительных сложностей.