Lando-spb.ru

Автомобильному мастеру
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Действия водителя при ДТП: что нужно сделать, а чего делать нельзя

Определение ДТП из правил дорожного движения выглядит так. «Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Иными словами, если пешехода сбил автомобиль — это ДТП. Если авто столкнулся на дороге с другим (другими) автомобилем (автомобилями) — это ДТП. Если авто съехал с дороги и столкнулся с деревом — это тоже ДТП.

Неправильно оформленное ДТП. Можно ли исправить ситуацию

Для обычных людей любая авария — крайне неприятная ситуация, после которой сложно сосредоточиться, вспомнить все подробности и отследить правильность заполнения бланков. Тем более это трудно сделать новичкам, пожилым водителям, и просто тем, для кого заполнение формуляров всегда вызывало проблемы, не говоря уже об участниках аварии, получивших травмы. Тем не менее лучше в этот момент собраться и сделать все правильно. Начать можно с получения полного пакета документов.

Документы при ДТП

Основным документом, в котором отражены все факты о ДТП, является протокол осмотра места совершения административного правонарушения и прилагаемая к нему схема. Также должно быть оформлено постановление по делу об административном правонарушении (при наличии виновных, нарушивших ПДД) и/или определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (пострадавшему).

Участникам аварии выдаются копии этих документов, оригиналы остаются у полицейских.

Что должно быть в протоколе

Согласно п. 4 статьи 28.1.1 КоАП в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения указываются:

  • дата и место его составления,
  • должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол,
  • сведения о лице, непосредственно управлявшем транспортным средством в момент аварии (ФИО, место и дата рождения, адрес регистрации и места жительства, телефон, водительское удостоверение и полис ОСАГО — для физических лиц; название организации, юридический и фактический адреса, ОГРН, ФИО водителя и реквизиты доверенности, путевого листа или другого документа, на основании которого он был допущен к управлению, — для юридических лиц),
  • тип, марка, модель, государственные регистрационные знаки, СТС транспортного средства,
  • если присутствовали понятые, свидетели и потерпевшие, то их ФИО, адреса места жительства и телефоны,
  • место, время совершения и описание события.

Именно в последнем блоке описываются все существенные детали ДТП: состояние дорожного покрытия, разметка, работа светофоров, скорость движения, положение автомобилей, следы торможения и т. п., а также последствия аварии.

К протоколу могут прилагаться фото- и киноматериалы, сделанные во время осмотра. И об этом в документе должна быть отдельная запись. Также рекомендуем самостоятельно сфотографировать и снять на видео место аварии и ее последствия.

На протоколе должны быть подписи всех, кто в нем перечислен — сотрудника ГИБДД, участников аварии, свидетелей, понятых, потерпевших. Если участники не согласны с тем, что написано в протоколе, — это нужно указать. Отказ от подписания документа также должен быть в нем зафиксирован. Подписание протокола не означает полное согласие с его содержимым. Подпись подтверждает то, что участник ознакомлен с содержимым, знает свои права и обязанности.

Все то же самое касается протокола, составленного на группе разбора — группе административной практики, — специальной структуре в местном подразделении ГИБДД для детального анализа ДТП. Обычно ее назначают в течение трех суток после аварии, когда один из участников не согласен с описанными в документах обстоятельствами аварии.

Постановление по делу об административном правонарушении по большей части дублирует протокол, а также содержит указание на пункт ПДД, который был нарушен, и на статью КоАП, по которой виновник привлекается к ответственности.

Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении нужно потерпевшему в качестве доказательства своей невиновности при обращении в страховую по выплатам ОСАГО.

Ошибки бывают разные

Прежде чем подписывать протокол, нужно внимательно прочитать все, что в нем изложено — от даты составления до соответствия фамилий в подписях.

Если ошибки обнаружены на месте, то их лучше сразу же исправить. Рядом с каждой опечаткой ставится фраза «исправленному верить», подпись сотрудника полиции, который заполнял документ, а также подписи всех участников аварии.

Законодательство делит ошибки на несущественные и существенные. К первым относятся описки и опечатки, которые относительно легко проверить — ошибки в фамилиях, именах, датах рождения, реквизитах документов и т. п. Обычно к таким ошибкам цепляются виновники аварий в надежде избежать наказания. В практике бывали случаи, когда из-за большого количества описок и опечаток суды отменяли постановления, но чаще всего их исправляли, и решение оставалось в силе.

Существенные ошибки — это те, что оказывают значительное влияние на описание обстоятельств ДТП и даже искажают факты. Например, неправильно указано направление движения, стоит неверный адрес места ДТП и т. п. При этих ошибках дело может быть «развалено» и пострадавший останется без выплат.

Читать еще:  Как снизить КБМ после ДТП?

Но бывают еще такие ситуации, когда в протокол просто не внесены существенные данные. Чаще всего это связано с повреждениями автомобиля или мотоцикла, когда обозначен конечный список деталей, а при ремонте их оказывается гораздо больше. Если есть сомнения в оценке состояния транспортного средства, лучше сразу записать фразу о наличии скрытых повреждений. Другой вариант недостатка данных — травмы участников аварии. В состоянии аффекта человек не смог адекватно оценить свое самочувствие, к тому же сотрудники ГИБДД ради хорошей статистики стараются не фиксировать телесные повреждения, аргументируя это тем, что дело перейдет на рассмотрение в суд, а значит, займет много времени. Но при посещении медиков выясняется серьезность травм и возможность получить по ним страховые выплаты, поэтому нужно менять протокол.

И самая неприятная ситуация, когда один из водителей или пострадавший не может принять участие в оформлении из-за полученных повреждений. Соответственно, информацию об аварии можно получить только от других участников и свидетелей, которые оценивают произошедшее субъективно.

Если ошибки не были выявлены при составлении документов или уже после получения протокола на руки выяснились новые обстоятельства, то придется приложить усилия, чтобы внести правки.

Как вносить изменения

Вносить правки в документы самостоятельно — бессмысленно. На руках у участников только копии, и без исправлений в оригинале они не будут иметь юридического значения. Для того, чтобы исправить ошибки в оригинале, нужно обратиться в то подразделение ГИБДД, в котором работает сотрудник, оформивший протокол. Делать это нужно лично, единственное — можно предварительно договориться о времени посещения по телефону.

При самом удачном стечении обстоятельств, когда нужно исправить техническую ошибку, опечатку или внести более существенные правки при обоюдном согласии, участники аварии приезжают в подразделение ГИБДД, и должностное лицо, составившее протокол, вносит изменения в оригинал и копии документа. Водители также ставят свои подписи на всех экземплярах. Если участники не могут собраться в одно время, то внесение изменений затянется, но главное, чтобы все экземпляры были одинаковы и были подписаны. И самое сложное, когда один из участников уклоняется от визита в ГИБДД, — тогда нужно ждать, пока пройдет процедура его извещения, и после ее завершения отправить ему копию протокола.

Если сотрудники ГИБДД отказываются вносить изменения, то их действия можно обжаловать у руководства этого подразделения или в суде. Важно, чтобы при подаче жалобы были доказательства того, что нужно поменять. Если с техническими ошибками все понятно, то для того, чтобы изменить схему ДТП, нужно повторно осмотреть место аварии, опросить свидетелей, в крайнем случае провести транспортно-трасологическую экспертизу. Они могут быть произведены как по запросу суда, так и по запросу адвоката, представляющего одну из сторон.

Сроки исправления

Обычно все документы оформляются на месте ДТП. Но КоАП предусматривает, что при необходимости выяснения обстоятельств аварии можно составить протокол в течение двух дней. Если же необходимо провести расследование, то протокол заполняется после него. Максимальный срок составления протокола — шесть месяцев с момента нарушения.

Срок подачи извещения о ДТП в страховую компанию при наличии документов от ГИБДД соответствует общему сроку исковой давности и составляет три года — достаточно для того, чтобы внести исправления в протокол.

Срок для обжалования постановления исчисляется со следующего дня после вручения его копии виновнику ДТП. С этого момента у него есть десять суток на то, чтобы оспорить его содержание. Сначала в подразделении ГИБДД, а затем уже через суд.

Оформление по европротоколу

При оформлении аварии по европротоколу главным документом становится извещение о ДТП. В нем допускаются исправления — главное, чтобы они были идентичны и заверены подписями обоих водителей. Исправить ошибки можно на месте аварии, а можно и позже. Наличие ошибок в извещении может грозить отказом в выплате пострадавшему и регрессным иском о возмещении виновнику. Поэтому обе стороны заинтересованы в исправлении неточностей.

Важно помнить, что извещение должно быть подано в страховую компанию в течение пяти дней с момента ДТП. Если ошибка выявлена в момент подачи, то факт обращения должен быть зафиксирован, чтобы не было отказа из-за пропуска срока.

Итак, ошибки в документах при оформлении ДТП исправлять можно, и лучше это делать на месте аварии, когда все участники могут подтвердить исправленное подписями. Устранить неточности можно и после получения документов на руки, но каждое исправление должно быть подтверждено сотрудником ГИБДД и участниками ДТП. Отказ от внесения изменений можно оспаривать через суд. В любом случае неплохо подстраховаться и сделать фото- и видеосъемку места ДТП и его последствий, чтобы иметь доказательства в суде.

Документирование дорожного инцидента с ГИБДД: основные этапы

Процедура оформления ДТП с ГИББД — при невозможности применения «европротокола» или нежелании сторон применять такую схему, предполагает:

  1. Осуществление первичных действий и вызов ГИБДД.
Читать еще:  Розыск очевидцев ДТП

Участникам инцидента необходимо:

  • проверить состояние здоровья участников ДТП и прохожих;
  • обеспечить неподвижность автомобилей;
  • включить «аварийку», выставить аварийный знак;
  • обеспечить неподвижность и сохранность возможных улик;
  • попытаться найти свидетелей происшествия — других водителей, прохожих, работников близлежащих магазинов, заправок.

В случае, если установлено, что в результате инцидента пострадали люди, необходимо:

  • оказать им первую помощь;
  • вызвать скорую и сразу же — полицию.

В случае, если пострадавшего нужно отвезти в больницу, то для этого можно воспользоваться автомобилем участника ДТП — если его техническое состояние позволяет это сделать. После участнику ДТП необходимо вернуться на место инцидента.

Если пострадавших нет, то необходимо:

  • задокументировать расположение автомобилей и улик (сняв на телефон, составив схему доступным способом и заверив ее у свидетелей);
  • освободить дорогу для проезда других машин;
  • позвонить в полицию.
  1. Оформление схемы инцидента при участии приехавшей полиции.

Схема представляет собой заполняемый полицейским вручную документ, в котором фиксируются:

  • место инцидента (с обозначением улиц и иных координат);
  • сведения о расположенных рядом объектов, учитываемых правилами дорожного движения (например, дорожных знаков, светофоров или разметки);
  • расположение транспортных средств относительно места аварии (на основании измерений рулеткой).

Участники ДТП должны ознакомиться со схемой под роспись. Если у них есть пожелания по корректировке сведений, отраженных в схеме, то полицейский обязан их учесть и отразить в ней. Если этого сделано не будет, то стороны получают право обжаловать действия ГИБДД.

Схема ДТП также должна быть заверена 2 понятыми.

  1. Составление объяснительных документов.

В них участники дорожного инцидента отражают причины происшествия и рассказывают о своих действиях. Сведения, приведенные в объяснительных документах, могут стать значимым фактором установления виновной стороны.

  1. Составление справки и протокола о дорожном инциденте.

Оба документа оформляет сотрудник ГИБДД. Основная задача при составлении справки — корректно зафиксировать в ней повреждения автомобилей. На основании сведений, отраженных в документе, страховая компания рассчитает компенсацию за ущерб, нанесенный пострадавшей стороне.

Важно уделить внимание детализации повреждений.

  1. Составление постановления о дорожном инциденте.

Изучив факты об инциденте, сотрудник ГИБДД выносит постановление, в котором отражаются:

  • виновная и потерпевшая стороны (при этом, не исключено, что виновными будут признаны оба участника инцидента);
  • правовые последствия для виновной стороны со ссылками на правила дорожного движения и выявленные факты при осмотре места происшествия.

Водитель, которому вменяется вина в совершении ДТП, вправе не согласиться с такой формулировкой в протоколе, и обжаловать решение работника ГИБДД. В этих целях в протокол вносится формулировка о несогласии участника признать свою вину. При этом, также приводится ссылка на законодательство и указываются факты, на основании которых участник инцидента отстаивает свою позицию.

Если говорить о типичных правовых последствиях для виновника, то таковым в общем случае становится административный штраф, который выписывается участнику ДТП. При этом, уплата штрафа не освобождает виновника ДТП от возмещения ущерба пострадавшей стороне. Вопросы такого возмещения решаются в судебном порядке. Аналогично суд определяет, есть ли необходимость в применении к виновной стороне прочих санкций — таких как лишение прав, арест, конфискация автомобиля.

Бывает, что инспектор ГИБДД не имеет достаточных оснований для установления виновной стороны инцидента. В этом случае документы, оформленные на месте происшествия, направляются для принятия решения по ним непосредственно в ГИБДД. С результатами такого решения участники ДТП получают возможность ознакомиться позже — не позднее, чем через 15 дней после происшествия.

Отдельные правила регулируют оформление ДТП, если в результате аварии пострадали люди.

Сколько ждать?

Получение документов после ДТП можно разделить на 2 варианта:

  1. когда все необходимые документы можно получить непосредственно в ГИБДД,
  2. когда бумаги необходимо будет получать (и чаще всего ждать) в суде.

Если нет пострадавших

Когда в аварии никто не пострадал, то её рассматривают в основном сотрудники ГИБДД. Исключением будут являться случаи, когда нарушение виновника должно быть рассмотрено судом. В статье 23.1 КоАП РФ перечислены административные правонарушения, которые рассматриваются судом.

Рассмотрение дела сотрудниками инспекции можно также разделить на 2 случая:

  1. рассмотрение дела без проведения административного расследования,
  2. с проведением такого расследования.

Если админрасследование по делу не проводится, то оно должно быть рассмотрено в пятнадцатидневный срок. Но это не предельный срок ожидания документов из ГИБДД. Указанный срок в 15 дней может быть продлен, но не более чем на месяц.

Срок административного расследования – 1 месяц, но и он может быть продлен еще на один. На практике именно 2 месяца приходится ждать документы при проведении такого расследования. И ускорить этот процесс очень редко представляется возможным.

Суд после поступления всех документов обязан рассмотреть дело в течение 2 месяцев. Плюс 1 месяц на возможное продление.

Самым идеальным вариантом для потерпевшего является тот случай, когда сотрудник ДПС на месте рассматривает дело и выдает документы на руки. Такое в основном бывает, когда второй участник не оспаривает свою вину и обстоятельства случившегося. Но иногда у сотрудников просто нет времени на составление всех бумаг на месте, тогда оформление аварии и рассмотрение дела может быть продолжено в отделе.

Читать еще:  Надо ли извещать страховую компанию о ДТП?

Если вас отправят на разбор, тогда необходимые документы вы получите только после рассмотрения дела, в лучшем случае, в день разбора.

Если пострадавшие есть

В таком случае можно сразу забыть о быстром получении документов по ДТП. Несмотря на то, что в статье 4.5 КоАП указано, что постановление по делу не может быть вынесено по истечении 3 месяцев со дня совершения АПН по делу, рассматриваемому судом, на практике всё это растягивается примерно на год.

Поэтому в случае с пострадавшими лучше обращаться к страховщику с неполным комплектом документов, чтобы он хотя бы осмотрел поврежденное авто, дабы зафиксировать все имеющиеся повреждения от этого ДТП.

Что делать, если ГИБДД не определила виновных в аварии?

Еще один случай, когда роль извещения о ДТП выходит на первый план. Дело в том, что по российским законам формально возможен такой нонсенс, как «ДТП без виновника». Точнее, ДТП всегда происходит из-за того, что кто-то нарушил Правила дорожного движения, но не всегда за это нарушение предусмотрена административная ответственность — примером может быть пункт 10.1 ПДД, когда водитель не справился с управлением без превышения скорости. А если нет административного наказания, то не возникает и гражданской ответственности, а вместе с ней — и формального повода для выплаты по ОСАГО. Иными словами, у ДТП может быть и виновник-нарушитель, и пострадавший с полным набором документов от ГИБДД, но, если в них отсутствует факт административного наказания, страховая получит повод отказать в выплате по ОСАГО, и тогда возмещать ущерб придется через суд.

Однако если происшествие оформлено в рамках европротокола без участия ГИБДД, то выплата возможна и без наступления административной ответственности — главное, чтобы в извещении все участники удостоверили отсутствие разногласий между собой.

Ну а в случае, если по представленным в страховую компанию документам невозможно установить распределение ответственности за причинение вреда между участниками ДТП, то страховщик осуществляет выплату в размере доли ущерба, определенной как отношение размера ущерба к числу участников ДТП.

Шаг второй – оформление аварии

Если справка из ГАИ от ДТП оформляется сотрудниками правоохранительных органов на месте, то необходимо проследить, чтобы все документы были заполнены правильно. У инспекторов должны быть при себе бланки установленного образца, на которых в углы обязаны стоять штампы. Если по какой-либо причине их не окажется, то вы обязаны потребовать сотрудников ГАИ, чтобы они нашли документы. Любые отговорки не должны вас волновать, поскольку отсутствие бланков — это проблема инспекторов, а не ваша.

Важные нюансы

На данный момент в России работает специализированная дорожная служба, которая решает вопросы по ДТП и помогает оформить все документы – аварийные комиссары. Иногда их услуги включаются в полис ОСАГО, в ином случае стоимость услуг придётся оплатить отдельно на месте происшествия.

Вызвать их можно различными способами уже после факта ДТП: через страховую компанию или же обратившись по телефону в любой представительский офис такой службы. Данные эксперты грамотно оформят документы по ДТП, заполнят все схемы и объяснят дальнейшие действия, если потребуется, то окажут первую медицинскую помощь.

Работа такого комиссара исключает при заполнении документов факта стресса, который есть у водителя авто, поэтому практически исключены ошибки в заполнении всех форм.

Лучше всего предусмотреть в машине наличие напоминания, в какой ситуации требуется обращение к инспекторам ГИБДД:

  • в аварии пострадали люди;
  • примерная оценка ущерба превышает 100 тысяч;
  • виновник аварии не определён;
  • неумение грамотно оформить документы по аварии или же отсутствуют бланки Европротокола.

Если нет доказательств аварии или же она произошла в другой день, то инспекторы ГИБДД откажут в оформлении ДТП. Все сведения должны быть зафиксированы, а документы и справки подписаны в этот же день. А вот оформлять документы для выплаты и обращаться в страховую компанию уже можно позже, но не позднее 5 рабочих дней с момента аварии.

Да, новые правила оформления ДТП внесли некоторые коррективы в процесс оформления ДТП, тем не менее, полная ответственность с правоохранительных органов снята не была. Данную службу частично подменили на выездах аварийные комиссары, но оформление документов обязательно должно произойти в день ДТП.

Пусть документация будет заполнена не инспектором, а комиссаром или же самим водителем, это не важно. В случае побега с места ДТП сразу же возбуждается административное дело, водитель будет лишён прав и выплатит установленный судом штраф.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector