Lando-spb.ru

Автомобильному мастеру
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Возврат денег за ОСАГО

Страхование ОСАГО гарантирует, что пострадавшие в ДТП получат компенсацию вреда здоровью, ущерба автомобилю или иному имуществу. Поэтому полис необходимо иметь на весь период эксплуатации автомобиля, а его отсутствие повлечет наложение штрафа. Если обратиться к Правилам ОСАГО, можно увидеть три основания для досрочного расторжения договора страхования и возврата денег:

  • если прекращено право собственности на автомобиль, на который оформлялась страховка (после регистрации договора купли-продажи или дарения в ГИБДД);
  • если собственник утилизировал автомобиль, либо его восстановление и эксплуатация после аварии больше невозможна (данный факт подтверждается справками об утилизации, заключениями экспертов и оценщиков);
  • если собственник автомобиля умер, в результате чего автомобиль перешел по наследству другим лицам.

Не является основанием для возврата ОСАГО выдача генеральной или обычной доверенности.

Если впоследствии машина будет продана по доверенности, подать на возврат можно только после регистрации в ГИБДД, аннулировании права собственности.

Вернуть часть денег по ОСАГО может только лицо, которое оформляло полис и платило страховые взносы. Исключением является только правопреемство при наследовании, если автомобиль перешел в собственность других лиц. Этот факт подтверждается справкой о смерти, свидетельством о правах на наследство.

Так как в России действуют единые Правила ОСАГО, возврат осуществляется по одинаковым правилам во всех страховых компаниях. Если полисом или правилами страхования компании предусмотрены условия, противоречащие закону об ОСАГО, они будут признаны недействительными при рассмотрении спора.

Когда вернуть деньги будет невозможно

В ряде случаев вернуть страховку будет нельзя, ни при каких обстоятельствах.

Не допускается возврат страховки:

  • если истек срок действия полиса (он составляет 12 календарных месяцев);
  • если в период действия полиса страховая компания выплачивала компенсацию пострадавшим, в результате полностью исчерпан лимит выплат ОСАГО;
  • если собственник автомобиля не оплатил страховые взносы за оформление полиса (например, если страховка ОСАГО приобреталась в рассрочку).

Если по полису осуществлялись выплаты пострадавшим, однако лимит ОСАГО не исчерпан, страховщик обязан удовлетворить заявление пропорциональному остатку страховых взносов.

Если собственник автомобиля не оплатил страховые взносы, полис не вступит в силу. Многие компании дают рассрочку по платежам, поэтому страховка ОСАГО начнет действовать после внесения первого взноса. Если страхователь подаст заявление до момента полной выплаты взносов, ему рассчитают возврат в пропорции. Лучше уточнить эти моменты в правилах страхования вашей компании, так как они могут отличаться.

Возврат осуществляется только за период времени до истечения срока действия полиса. Для этого страховая компания рассчитает пропорциональную часть суммы страховых взносов. Если возникли основания для получения денег, нужно обращаться к страховщику как можно скорее. Чем меньше дней осталось до окончания срока полиса, тем меньше денег получит заявитель.

Возмещение ущерба от ДТП, а автомобиль то прода 🙂

#1 Yukkor Yukkor —>

Рассматривается в суде вопрос о возмещение вреда в результате ДТП (виновность лиц вопрос отдельный и на долгое обсуждание).
В ходе опроса истца выяснилось, что авто он успел продать сразу после проведения экспертизы без его восстановления. т.е. на руках у него имеется оценка восстановительной стоимости ремонта, рукописный договор с покупателем (продавал на рынке по «договорной»! цене) и справка от того же эксперта о «средней рыночной стоимости» автомобиля (указано, что в зависимости от технического состояния и комплектности цена составляет . рублей).

Непосредственно вопрос, что теперь с этим можно сделать?
Учитывая состязательность процесса гражданин конечно должен доказать что ущерб ему причинен в конкретном размере. Размер такой он расчитывает как разницу м.у. ценой продажи и этой самой средней рыночной ценой. Разумеется все это весьма спорно, но в свете отсутствия авто доказать что продал он его по заниженной стоимости возможным не представляется.
Остается только вариант с опротестоваванием экспертного заключения о рыночной стоимости и постановка под сомнение самого вопроса возможности применения понятия «средней» рыночной стоимости, вместо стоимости конкретного авто.

Примую советы по данному вопросу ибо у самого голова варить попросту перестала. Умом соображаю, что стоимость необходимо определять конкретного авто, а не гипететического. Но как объяснить это суду не представляю. На все увещевания, что «среднняя рыночная стоимость» понятию убытков в силу ст 15 ГК РФ не соответствует на суд впечатления не производят. Ткните носом, если чего не вижу, но вроде специальных упоминаний на такие случаи в ГК и иже с ним нет. По судебной практике вроде то же не нашел. Может пропустил чего?

Сообщение отредактировал Yukkor: 05 April 2006 — 16:11

  • Наверх

#2 Trubnik Trubnik —>

  • продвинутый
  • 950 сообщений
  • ОбратитьсяПубликации

    Yukkor
    В свое время я был в роли такого-же истца . дело было долгое.
    Поясню на цифрах:

    после ДТП продал свой пепелац за 45 000 руб. подтверждено так же (но я об этом молчал как партизан на деффке).
    С момента ДТП до момента продажи была проведена оценка и экспертиза о причинах и характере повреждений.
    Оценка определила стоимость восстановительного ремонта 28 000 рублей.
    Иск был подан о взыскании ущерба, состоящего из стоимости восстановительного ремонта, расходов на эксперта + моральный вред + сумма, связанная с «уменьшением стоимости авто на рынке»,т.е. потеря рыночной стоимости (ПРС). Этот самый ПРС был расчитан по формуле рыночная стоимость (70000) — стоимость после ДТП (30000) — стоимость восстановительного ремонта (28000) = 12000. Итого сумма иска составила 12000(прс)+28000(восстановление)+10000(моральный вред)+1500(эксперт)+3000(эксперт)=54 000
    Ответчиком было проведено окло 10 экспертиз с целью оспорить первоначальные заключения об оценке и заключения о причинах и характере повреждений.
    В итоге, с учетом того, что в заключении о причинах и характере повреждений были допущены формулировки позволяющие двоякую трактовку, сумма ущерба была снижена до 35000 из которых суд признал ПРС — 12000 и 23000 восстановительный ремонт + эксперты и 2000 морального вреда.
    НО данное решение было обжаловано, отменено и передано на новое рассмотрение в ходе которого стороны окончили дело миром на сумме 30000.

    • Наверх

    #3 Pastic Pastic —>

    Монстр Разума (c) Ивановский Перц

  • Модераторы
  • 58956 сообщений
  • ОбратитьсяПубликации

    • Наверх

    #4 Yukkor Yukkor —>

    Вопрос именно в методологии определения этих цен.
    Если мы смотрим на цену продажи, то она м.б. как меньше рыночной, так и большее ее. т.е. по хорошему бы перед продаже1 истцу авто еще раз оценить бы по рыночной стоимости в невостановленном виде.
    Если смотрим на среднею рыночную цену, то опять же она к данному авто имеет отношение весьма условное.

    Итого, имей истец на руках оценку экспертизы о рыночной стоимости невостановленного авто и справку о ео же стоимости до ущерба возразить мне было бы нечего. А так сомнения гложат. Ибо понятие средняя стоимость есть весьма условное и меняться может в весьма широких пределах (но опять же как это доказать ума не приложу)

    короче ищу выход из ситуации и пути оспаривания данных ценников (в т.ч. признания их не относящимися к доказательствам по данному делу)

    • Наверх

    #5 ООН ООН —>

    эти цены можно надувать и соответственно уменьшать как мыльные пузыри. а теперь вопрос кто определяет вторую цену? продавец и покупатель.

    И вот например эту цену

    ударят по рукам Вован с Коляном (покупатель-продавец) и укажут её чисто символической. для того чтобы срубить побольше бабла с ответчика.

    Я считаю что не надо изобретать велосипед. как расчитывается и кем расчитывается ущерб, давным давно известно — экспертом оценщиком имеющим соотвтствующую лицензию.
    Поэтому истец должен предоставить в суд официальный отчёт оценщика где будет указана сумма ущерба (включая % износа) его имуществу. А потом пусть продаёт дарит, ездит на битой и тд. и если ответчик заявит в суде что истец неосновательно обогатился, то он ответчик должен будет это обогащение доказать.
    А теперь представте такой же случай со страховой компанией — потерпевший вместо того чтобы представить в СК заключение эксперта оценщика притащит ей договоры за скоко продал на базаре, скоко стоит подобная до продажи.
    Куда его пошлёт СК. . вот и я думаю что туда.

    • Наверх
    Читать еще:  Как правильно написать обстоятельства ДТП в европротоколе?

    #6 Trubnik Trubnik —>

  • продвинутый
  • 950 сообщений
  • ОбратитьсяПубликации

    Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

    • Наверх

    #7 Yukkor Yukkor —>

    ООН
    Вот, вот, прямо в тему моих рассуждений

    Maksimka
    —-Maksimka—-
    Как вариант. Цена продажи битого авто, скорее всего подтверждена — оставим ее как неизменную. Исходя из смысла ст. 15 ГК РФ
    ———

    Это с какой это стати она подтверждена? Есть только договор купли-продажи (рукописный к тому же). Новый покупатель в суде подтвердил что цена установлена в ходе «торга» оуенку машины не проводили, сам он ее купил для ремонта и потом перепродал.

    —-Maksimka——
    можно сделать вывод о том, что убытки Истца можно определить как разницу между соимостью покупки авто и ценой его продажи после ДИП. При этом на первоначальную стоимость нужно посчитать износ деталей.
    Для получения данных о стоимости покупки — запрос в ГИБДД они должны хранить правоустанавливающие документы. Далее любой эксперт расчитает износ авто от начальной стоимости. Так вы имеете шанс уйти от «среднерыночной» стоимости авто, только вот реальная цена может оказаться выше средней

    а вот это вариант интересный, надо бы обсчитать. в принципе я по нему уже пошел, сделал «тихий» запрос в ГАи было ли данное авто в ДТП за время своей жизни с тем что бы поставить под сомнение справку эксперта.
    Попробую еще и владельцев авто пробить предыдущих.
    спасибо за идею.

    • Наверх

    #8 Trubnik Trubnik —>

  • продвинутый
  • 950 сообщений
  • ОбратитьсяПубликации

    Это с какой это стати она подтверждена? Есть только договор купли-продажи (рукописный к тому же). Новый покупатель в суде подтвердил что цена установлена в ходе «торга» оуенку машины не проводили, сам он ее купил для ремонта и потом перепродал.

    ст. 421 ГК РФ — никто ее не отменял и оспорить ее не получится, как ни крутите, особенно в связке со ст. 424 ГК РФ

    Добавлено в [mergetime]1144239800[/mergetime]

    а вот это вариант интересный, надо бы обсчитать

    • Наверх

    #9 ООН ООН —>

    ст. 421 ГК РФ — никто ее не отменял и оспорить ее не получится, как ни крутите, особенно в связке со ст. 424 ГК РФ

    предмет спора в суде не договорные отношения, а причинение вреда — деликт.
    Что касается доказательств в гражданском процессе, они бывают относимые — ст. 59 ГПК и допустимые.
    Дык вот, Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определёнными средствами доказывания, не могут подтверждатся никакими другими доказательствами. — ст. 60 ГПК

    Для определения стоимости имущества после ДТП существует определённое средство доказыания — отчёт оценщика который действует в соответствии с ФЗ «Об оценочной деятельности». что против этого доказательства, «договор» двух граждан на базаре — это другие средства доказывания. Суд в данном случае из двух доказательств выбирает — допустимое.

    • Наверх

    #10 Yukkor Yukkor —>

    • Наверх

    #11 Trubnik Trubnik —>

  • продвинутый
  • 950 сообщений
  • ОбратитьсяПубликации

    В ходе опроса истца выяснилось, что авто он успел продать сразу после проведения экспертизы без его восстановления. т.е. на руках у него имеется оценка восстановительной стоимости ремонта

    Для определения стоимости имущества после ДТП существует определённое средство доказыания — отчёт оценщика

    предмет спора в суде не договорные отношения, а причинение вреда — деликт

    Новый покупатель в суде подтвердил что цена установлена в ходе «торга»

    • Наверх

    #12 Yukkor Yukkor —>

    Вроде как есть акт оценки, где должна быть указана как средняя рыночная цена и стоимость восстановительного ремонта. Вычитаем из первого второе — получаем цену вопроса об ущербе.
    ООН я так понял иных оценок не проводилось — тогда все алес или
    Yukkor отобъется от среднерыночной или ему все так и посчитают.

    Читаем отчет экспертного бюро (лежит перед глазами) : фототаблица, акт технического осмотра, смета стоимости ремонта (перечисление чего менять и сколько это стоит + работа). Усе! где там должна быть оценка рыночной стоимости? ИМХО если ее не заказывали, то эксперт и не напрягается.
    Другой вопрос, что сейчас ее провести уже не рально. А принимать или в нет в ее отсутствие акт о «средней рыночной стоимости» автомобиля того же года выпуска вопрос на мой взгляд открытый. Пока вижу в нем максимум для злоупотребления судьей

    Добавлено в [mergetime]1144244636[/mergetime]
    Maksimka

    е соглашусь, по той лишь причине, что Закон «Об оценочной деятельности» не является НПА устанавливающим обязанность сторон по проведению оценки поврежденного имущеста.
    В силу 421 ГК РФ стороны вправе самостоятельно определить условия договора и заключить его на любых условиях, не противоречащих действующему законодательству. 424 ГК РФ указывает на то, что цена договора — величина договорная если законом не установлено иное

    В общем да. Но какое отношение договоренность конкретных лиц имеет к величине причиненного одному из них ущерба? ИМХО никакого! В равной степени продавец может толкнуть изделие дороже его средней рыночной стоимости или забить и продать лишь бы избавиться. Еще интересным остается вопрос по какой цене они это авто в гаи провели? Надо бы полюбопытствовать )

    с этим согласен, тока вот размер вреда нужно доказать, а в СОЮ и свидетельските показания — доказательство, что и было сделано

    Факторы, влияющие на продажу авто

    Ряд факторов влияет на развязку возникшей дилеммы — продавать ли машину после ДТП или оставить ее себе.

      • Марка и модель — оправдывается ли ремонт стоимостью машины при продаже (на деле восстановительные работы рентабельны только для дорогих марок).
      • Год выпуска и степень износа. Ремонт «пожившего железного коня» всегда дороже, но возможны варианты установки дешевых комплектующих. А на ремонт новых авто нередко предлагаются скидки.
      • Характер повреждений. При повреждениях в лобовой части, геометрии кузова или сбитой электросистеме за восстановление берется не каждый сервис. Поврежденный же багажник можно заменить на новый.
      • Материальные возможности владельца вложения в восстановление машины.
      • Экономия на работе автослесарей. Несерьезные повреждения можно устранить самостоятельно, но прежде объективно оцените свои профессиональные умения.

    Взвесив все факторы, определитесь с дальнейшими действиями — продать автомобиль после аварии или продолжать его эксплуатацию после ремонтных работ.

    Уважаемые читатели, помогите разобраться в сложившейся ситуации. Я являюсь виновником ДТП. На место аварии приезжали комиссары, все зафиксировали и все разошлись. Для дальнейшего рассказа укажу, что моя машина Toyota Succeed (350 000 руб), а пострадавшего Toyota Rav 4 (1 200 000).
    По прошествии месяца со мной связывается пострадавшая сторона аварии и просит оплатить ремонт. (далее будет информация со слов пострадавшего) Дело в том, что страховая компания насчитала ремонта на 700 000. Готова выплатить (а может и выплатила уже) 400 000. Разницу он хочет, чтобы покрыл я.
    Я готов оплатить сумму, но водитель RAV4 отказывается предоставить мне лист повреждений, а также калькуляцию со страховой компании. Ссылая на то, что эти документы страховая компанию выдавать ему отказалась (Альфастрахование).
    Выплачивать просто так, естественно я не собираю.
    Но дело еще и в том, что машину он сразу же продал, якобы за 500 000 рублей. Хотя на этом же сайте, эта машина выставлена за 800 000 (машина на ходу. капот целый. повреждения левой части — крыло, бампер, фара. сработали подушки: передняя пассажирская, рулевая. внутренних дефектов не знаю). На фотографиях, представленных на продажу видно, что машина заводиться, но горит чек, подушки и абс.
    На все мои просьбы предоставить документы от страховой, пострадавший сразу говорит, что пойдет в суд. Просит выплатить хотя бы половину, а именно 150 000. Или если через суд, то будет просить 500 000.
    В ДТП пострадавших нет.
    Что мне делать в этой ситуации.

    Как он поосит денег на ремонт того чего у него нет?
    В вашей страховой не могут выдать калькуляцию? Они заплатили по какомуто документу.

    Потерпевший может ознакомиться с результатами НЭ по заявлению и все сфотать. В суд пока идти не с чем, хотя бывали случаи оценки ущерба самостоятельно и таки принимали к рассмотрению.

    Легко, было имущество, его почти не стало, опустить голову и простить?
    Не могут, но можно попробовать уточнить по суммам. Заплатили по акту о страховом случае и платежом документу.

    Читать еще:  Осмотр машины после ДТП страховой компанией

    смотри-
    было авто 1200000р, СК выплатила 400тр, продал за 5оотр..
    гони ему 300тр что бы он пошел и купил такуюже только не битую.
    То, что машина стоит на продаже, не факт, что сам собственник продает её.
    Как правило, те кто купили за 500, подкрасили ей губки и выставили за 800тр.

    Я Русский, сказал Человек.И Бог заплакал вместе с ним

    ТО а/м А В С D (осаго/КБМ)

    Машина продана. Только цена в объявлении не 500 тыс, как он говорит, а 800.

    продавать могут уже новые собственники., после того, как уже вложили в её восстановление какую то сумму.
    А тебе то что из того, за сколько дальше продается Этот авто?
    Он продается в том виде, в который обратился после встречи с тобой, или отремонтирован уже?

    Я Русский, сказал Человек.И Бог заплакал вместе с ним

    ТО а/м А В С D (осаго/КБМ)

    Варианты из простых:
    — хотел 800, продать смог только за 500
    — после продажи изменил ценник, так делают некоторые продавцы

    Что они зафиксировали? Какие конкретно документы составлялись?

    В общем, история правдоподобная.

    Все зависит от того, является ли сумма, которую он просит, завышенной, или нет. Если сумма завышена, то имеет смысл ничего не делать и ждать суда. Чтобы ему в суде что-то просить, ему придется обосновать размер ущерба. Если сумма занижена, то имеет смысл выплатить все сейчас, красиво оформить документы и остаться в плюсе.

    Лично я бы в такой ситуации ничего не делал и ждал суда.

    Он просит не денег на ремонт, а компенсацию убытков.

    На место аварии приезжали комиссары, все зафиксировали и все разошлись.

    Ваш регион Москва. в остальных без вызова ГИБДД таких сумм как вы говорите 400 т. не платят.

    То что машина продана (по словам потерпевшего) за 500, не значит что она стоила 500. Если будет на 10тысяч дкп, то что он сможет 1200-400-10=790 просить доплатить? Есть ущерб, есть калькуляция. Нет калькуляции -нет выплат. Но это если чуствуете что парят вас 🙂 Если есть понимание что цифры реальны то проще заплатить. Можно предложить без судов меньшую сумму но сразу. Незабываем расписки итд.

    С документами ГИБДД платят, как и везде.

    Просить может, а судья по ходатайству, или по своему желанию назначит судебную экспертизу, которая сделает расчет среднерыночной стоимости.

    Ждать суда. ничего ему не платить. Попахивает разводом.
    Вы уверены, что ему страховая выплатила 400 тр? Надо знать во сколько оценили ущерб — без этого никак.
    Хотя, если просто так готовы отдать 150 рублей — отдавайте 🙂 под расписку.

    «Я готов оплатить сумму, но водитель RAV4 отказывается предоставить мне лист повреждений, а также калькуляцию со страховой компании. Ссылая на то, что эти документы страховая компанию выдавать ему отказалась (Альфастрахование)».
    Легко может быть. ВСК например во Владивостоке ознакамливает на экране монитора компьютера, при попытке сфотографировать закрывают. Про копию вообще молчу.
    «машину он сразу же продал, якобы за 500 000 рублей. Хотя на этом же сайте, эта машина выставлена за 800 000»
    Стартовая цена предложения не всегда соответствует реальной сделке. Стартуют с потолка, а продают тому, кто больше предложит. Подобные копии объявлений в суде не вариант.
    «Просит выплатить хотя бы половину, а именно 150 000. Или если через суд, то будет просить 500 000.»
    500 не 500, но такой вариант в жизни частенько бывает, разумный человек понимает, что с физика лучше получить 150 необходимых сразу, чем 300 разницы по экспертизе взыскивать по суду,а затем годами получать через приставов.
    В вашем случае (без документальных подтверждений) может быть, как и озвученный вариант, так и «взять на пушку», откуда нам знать. Диалог у вас начался, корректно попытайтесь довести его до логического конца. Попытайтесь сами в СК глянуть на экспертизу, или взять фото у аварийных комиссаров, а затем проценить хотя бы по фото возможный ущерб.

    В какую страховую компанию обращаться (виновника или пострадавшего) определяет причиненный вред пострадавшему в результате аварии. Потерпевший может обращаться к своей страховой компании в случае, когда:

    • в аварии было не больше двух ТС;
    • пострадали только транспортные средства;
    • у обоих владельцев автомобилей есть актуальные сертификаты ОСАГО.

    Если один из пунктов требований нарушен, направлять претензии следует к страховщику виновной стороны.

    Порядок действий после обнаружения повреждений

    Полис ОСАГО не предполагает возмещение ущерба, который автомобиль получил не в дорожно-транспортном происшествии, а таковым считается любое столкновение или соприкосновение с другим транспортным средством или пешеходом во время движения. Если же кто-то намеренно, например, поцарапал кузов или разбил стекло, возместить ущерб почти нереально, ведь для этого нужно как минимум найти виновника. Тем не менее знание своих прав значительно увеличит шансы на получение компенсации. В общем и целом стоит придерживаться следующего алгоритма:

    1. Зафиксировать весь причиненный урон (лучше сфотографировать, но сойдет и запись на бумаге) — это нужно для того, чтобы впоследствии, если работники правоохранительных органов не заметят вмятину или царапину, можно было быстро сориентироваться и указать им на данный факт. Но трогать сам автомобиль, а уж тем более пытаться устранить какие-либо дефекты, ни в коем случае не стоит.
    2. Вызвать ГИБДД или полицию, при наличии полиса КАСКО заодно и известить страховую компанию.
    3. Не отступать от своих требований и претензий, когда на место инцидента прибудет полиция. Зачастую представители этого ведомства не хотят заводить малоперспективное дело, настаивая на том, что ущерб несущественен, и вероятность найти нарушителя ничтожна.
    4. Обратиться в отделение полиции после осуществления полицейскими первичных следственно-оперативных действий (желательно в то, к чьей юрисдикции относится место происшествия) и написать там заявление о факте причинения вреда транспортному средству.
    Читать еще:  Ответственность за оставление места ДТП с пострадавшими

    По итогам общения с правоохранительными органами желательно иметь на руках такие документы, как копия написанного заявления, талон-уведомление, который служит подтверждением регистрации заявления в ОВД, справку о фиксации факта противоправных действий, в которой содержатся сведения о месте преступления, список повреждений, предполагаемое время и т.п., а также постановление о возбуждении административного (либо уголовного) дела или отказ в таковом.

    ВС разобрался, кто заплатит за ДТП с прокатным авто

    Машина напрокат

    Леонид Шевчук* на два дня взял в прокате машину «Фольксваген Поло». Он подписал договор об этом с ООО «Прокат автомобилей» и получил доверенность. По условиям договора он не мог сажать за руль кого-то еще, кто не был указан в приложении к документу, и отвечал за транспорт сам независимо от наличия второго водителя.

    По договору арендатор обязался вернуть машину в том же виде, в котором он ее получил, и полностью возместить арендодателю ущерб при аварии. Как выяснилось позже, автомобиль не был застрахован по КАСКО.

    Машина попала в ДТП. Но оказалось, что за рулем был не сам арендатор, а другой человек — Анна Шевчук*. При возврате автомобиля на нем были повреждения, и компания направила арендатору телеграмму с просьбой явиться на осмотр авто. Шевчук никуда не пошел и два месяца спустя получил судебную претензию с требованием возместить ущерб. Стоимость ремонта эксперты оценили в 123 500 руб., сама оценка обошлась еще в 6000 руб. Когда и после этого арендатор ничего не предпринял, компания обратилась в суд.

    Позиция судов

    Первая инстанция удовлетворила иск. Там пришли к выводу, что Леонид Шевчук передал управление другому водителю, а значит у него возникла обязанность возместить ущерб при ДТП. Апелляция не согласилась с выводами коллег. Там решили, что арендодатель, передавая автомобиль в пользование, должен позаботиться о страховании по КАСКО, а если такое авто повредили, ответственность арендатора ограничивается франшизой. При этом (именно в случае наличия страхового полиса КАСКО) если на момент аварии машиной управлял не указанный в договоре водитель, за ущерб ответит арендатор. Но в случае с Шевчуком такой страховки не оказалось. Из этого в апелляции сделали вывод, что истец не исполнял свои обязательства, и надо ограничить ответственность арендатора размерами франшизы и уменьшить сумму ущерба.

    Что решил ВС

    Компания-владелец машины не согласилась с этим и оспорила апелляционное определение в Коллегии по гражданским спорам Верховного суда. Там согласились: оно принято с нарушениями норм права. Основное, на что указала коллегия под председательством судьи Вячеслава Горшкова в судебном акте по делу (дело № 57-КГ20-4) — необходимо учесть все обстоятельства, важные для спора. В данном случае это условия соглашения, достигнутого сторонами, о том, как действовать, если машина пострадала.

    Суд первой инстанции установил, что по условиям договора страхование распространяется только на арендатора и/или водителя, указанного в приложении к документу. Если же автомобилем управлял другой человек без согласования с арендодателем, ответственность за любой причинённый ущерб ложится на арендатора. Если толковать договор буквально, то при передаче автомобиля третьему лицу в обход договора и без согласия владельца машины, ответственность несет только арендатор, и КАСКО на него не распространяется.

    «При таком положении факт наличия или отсутствия страхования транспортного средства по договору КАСКО при передаче автомобиля в аренду в настоящем случае, когда управление было передано не согласованному с арендодателем лицу, правового значения не имеет», — указал в определении Верховный суд.

    Но апелляция не устанавливала, договорились ли стороны о возможность посадить за руль машины кого-то еще. Именно это важно для дела, заключила коллегия и отправила дело на новое рассмотрение в апелляцию.

    Аренда и каршеринг: проблемы

    С обычным прокатом авто вопросов возникает не так много. А вот при использовании каршеринга (краткосрочная аренда машин с помощью мобильного приложения) остается множество неясностей и рисков для потребителя.

    Приемка автомобиля происходит при нажатии кнопки в программе, а вопрос сдачи машины после поездки вообще с правовой точки зрения не урегулирован, замечает юрист Надмитов, Иванов и партнеры Надмитов, Иванов и партнеры Федеральный рейтинг. × Делгира Ходжаева. Чтобы избежать проблем, при приемке и после использования авто необходимо его осмотреть, зафиксировав состояние машины на фото или видео, разъясняет эксперт: «Если нашли повреждения у авто, то надо сразу же сообщить об этом арендатору».

    Другая проблема — договоры каршеринга часто не соответствуют гражданско-правовому законодательству и закону о защите прав потребителей, говорит Ходжаева. Согласно положениям соглашения с «Яндекс.Драйв», при передаче прав управления авто третьим лицам арендатор отвечает за их действия как за свои собственные, при этом выплачивает арендодателю штраф. Наказание грозит и за передачу учетной записи в приложении. На практике, если обстоятельства выясняются уже после использования каршеринга, деньги автоматически списываются с банковской карты клиента, а бремя доказывания лежит на ответчике, утверждает юрист. По ее словам, судебная практика по таким штрафам пока отсутствует из-за того, что в большинстве таких случаев компании каршеринга просто блокируют аккаунты пользователей и не предоставляют им больше услуги, что тоже нарушает права потребителей.

    Соглашения с каршеринговыми фирмами являются договорами присоединения, то есть, у клиента нет возможности пользоваться сервисом, выбрав для себя другие условия, поясняет Ольга Бенедская, адвокат КА Муранов, Черняков и партнеры Муранов, Черняков и партнеры Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции × . Такие договоры представляют из себя многостраничные документы, в которых сервисы стремятся более или менее успешно до мелочей и в свою пользу прописать все потенциальные ситуации, в которых может оказаться их клиент, констатирует юрист. Она призывает обратить внимание на обязанности клиентов, прописанные в документе.

    Такие договоры обычно содержат обязанность клиентов:

    • Помимо административного штрафа в случае нарушения ПДД выплатить сервису еще и договорный штраф..
    • Если автомобиль пришлось эвакуировать, то договоры обычно содержат обязательство клиента забрать машину со штрафстоянки. Иначе придется заплатить расходы каршеринговой компании на эту ситуацию.
    • Помимо возмещения убытков от аварии придется заплатить еще и договорный штраф фирме.

    Ольга Бенедская, адвокат Муранов, Черняков и партнеры Муранов, Черняков и партнеры Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции ×

    Все описанное вопреки пословице «Не свое — не жалко» стимулирует каждого внимательно прочитавшего договор с каршерингом как к более бережному обращению с арендуемыми машинами, так и к более тщательному соблюдению ПДД, замечает Бенедская.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector