Lando-spb.ru

Автомобильному мастеру
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как работает датчик уровня топлива и его ремонт

Как работает датчик уровня топлива и его ремонт

Датчик уровня топлива в автомобиле представляет собой контроллер, предназначенный для мониторинга объема горючего в баке. Его наличие позволяет автовладельцу своевременно заправить бак, чтобы не произошла остановка на дороге во время движения.

Погружаемые датчики топлива ДКУТ позволяют существенно экономить расход на работу транспорта за счет точности показаний.

Описание этапов установки и программирования
датчика ДКУТ-70 (140)
Комплект датчика ДКУТ включает в себя:

— Датчик контроля уровня топлива (ДКУТ) — 1 шт
— Прокладка уплотнительная — 1 шт
— Саморез (4.8 х 29 мм) — 4 шт
— Паспорт ДКУТ, гарантийный талон — 1 шт
— Кабель соединительный 3х жильный х 0.75мм x 5м — 1 шт

Оборудование для установки:

— Устройство программирования топливных датчиков (Программатор электронный для ДКУТ)
— Корончатая фреза для сверления по металлу, диаметром 35-40 мм
— Соединительные коннекторы для проводов
— Стяжки для проводов автомобильные
— Герметик автомобильный
— Изолента ПВХ
— Дрель или шуруповерт — Спиральное сверло по металлу, диаметр 2 мм
— Ножовка по металлу или болгарка
— Персональный компьютер с установленной программой конфигурирования датчиков топлива.

Этапы установки и программирования ДКУТ-70 (140)

Подготовка автомобильного бака и датчика ДКУТ
1. Работы по установке датчика ДКУТ производятся в верхней части топливного бака. При ограниченном доступе к топливному баку производится снятие топливного бака, либо механические действия по открытию доступа к верхней части бака [фото 1]

2. Наметить центральную точку в верхней части бака как показано на [рис 1,2].

С помощью щупа, через заливную горловину, убедится в отсутствии перегородки топливного бака в месте предполагаемого сверления.
3. При помощи дрели с установленной в ней корончатой фрезой просверлить отверстие в ранее намеченной центральной точке бака [фото 2,3]

4. Замерить глубину бака. Необходимо через просверленное отверстие мерной рейкой упереться в дно бака. Зафиксировать значение длины рейки до края выреза.
5. Отметить замеренную глубину на датчике ДКУТ от основания металлической головы с вычетом 1-2 см (например: глубина бака 35 см, соответственно отмеряем на датчике ДКУТ 33-34 см) [фото 4]

6. Болгаркой либо ножовкой по металлу произвести отпиливание датчика ДКУТ по намеченной метке [фото 5]

и обработать место среза напильником [фото 6].

Удалить с обрезаного центрального стержня датчика ДКУТ резиновый наконечник [фото 7]

и установить его на центральный стержень датчика [фото 8,9]

Программирование датчика ДКУТ
7. На компьютере закрыть приложение «АРМ-Автоскоп», если оно запущено. Подсоединить провода подготовленного для установки в бак датчика ДКУТ к проводам программатора электронного для ДКУТ (далее программатор) [фото 10],

как показано на [схеме 1] в приложении. Затем подключить разъём usb выходящий из программатора к компьютеру с установленной программой конфигурирования датчиков топлива ДКУТ (далее конфигуратор) [фото 11].

При правильном подключении зеленый светодиод программатора кратковременно загорится несколько раз и погаснет, красный светодиод загорится непрерывно. ВНИМАНИЕ! Моргание красного светодиода 1 раз в секунду сигнализирует о замыкании красного и черного проводов программатора. При данной ситуации необходимо развести данные провода, убедится в непрерывном горении красного светодиода и продолжить программирование датчика ДКУТ.
8. На компьютере запустить программу – конфигуратор (файл sensorium.exe).
9. В конфигураторе нажать кнопку «Подключить датчик». Если датчик ДКУТ подключился успешно, то данная кнопка измениться на «Отключить датчик» и индикатор на кнопке измениться с красного на зеленый.
10. Выбрать «Пошаговый режим конфигурирования».
11. Шаг 1 — установка минимума:
Необходимо убедится в том, что датчик ДКУТ подключенный к программатору без топлива, а на графике конфигуратора в шкале уровня – нулевые показания. После того, как индикатор под надписью «Текущее значение» изменит цвет с красного на зеленый, нажать кнопку «Установить минимум». Когда индикатор слева от кнопки «Установить минимум» станет зеленым, уровень минимума будет запрограммирован. Для перехода к шагу 2 нужно нажать кнопку «Далее» внизу окна конфигуратора. 12. Шаг 2 – установка максимума:
Погрузить датчик ДКУТ в ёмкость с топливом (аналогичное тому, которое будет использоваться при работе транспортного средства), таким образом, чтобы уровень топлива полностью закрыл измерительный стержень датчика ДКУТ. Либо залить топливо внутрь измерительного стержня, предварительно закрыв технологические отверстия, в верхней части измерительного стержня, изолентой [фото 12,13].

Читать еще:  Как снять замок зажигания на ваз 2107

После того, как индикатор под надписью «Текущее значение» изменит цвет с красного на зеленый, нажать кнопку «Установить максимум». Когда индикатор слева от кнопки «Установить максимум» станет зеленым, уровень максимума будет запрограммирован. Для перехода к шагу 3 нужно нажать кнопку «Далее» внизу окна конфигуратора.
При завершении процесса программирования максимума топливо с датчика ДКУТ следует слить [фото 14],

а изоленту с технологических отверстий – удалить! [фото 15]

Либо вытащить датчик ДКУТ из емкости с топливом.

13. Шаг 3 – проверка правильности установки минимума и максимума:
Полностью достать датчик из топлива. Индикатор уровня при этом должен показывать значение в 47+-20 единиц.
Плавно опустить датчик в топливо, до полного погружения измерительного стержня, либо залить топливо в датчик ДКУТ при закрытых технологических отверстиях датчика ДКУТ. Индикатор уровня при этом должен показывать увеличение уровня и максимальное значение должно быть 965+-20 единиц. Если минимум и максимум заданы не верно, следует вернуться к «Шагу 1», нажав кнопку «Назад».
Если минимум и максимум заданы верно, то нажать кнопку «Далее».

14. Шаг 4 – Установка выходных сигналов:
Если датчик ДКУТ программируется для работы с оборудованием системы «Автоскоп», то на желтом проводе датчика установить «ШИМ выходной сигнал», остальные показатели оставить без изменений. Нажать кнопку «Установить выходные сигналы». Когда индикатор слева от кнопки «Установить выходные сигналы» станет зеленым, перейти к Шагу 5, нажав кнопку «Далее». Если датчик ДКУТ программируется для работы с системами, использующими аналоговые либо частотные каналы передачи данных, то установить соответствующие пометки напротив нужного типа сигнала, а так же указать необходимый диапазон изменений.

15. Шаг 5 – Установка кода доступа:
Данный код доступа используется для подключения программатора к датчику ДКУТ. Предназначен для предотвращения несанкционированного переконфигурирования датчика ДКУТ. Код доступа может содержать цифры и буквы английского алфавита.

Необходимо ввести код доступа и нажать кнопку «Установить код доступа». После того, как индикатор слева от кнопки станет зеленым, код доступа записан. Для завершения программирования датчика ДКУТ необходимо нажать кнопку «Далее» внизу экрана, затем в верхнем левом углу окна нажать кнопку «Отключить датчик». Usb провод программатора можно отключить от компьютера и затем отсоединить провода от датчика ДКУТ. Программирование датчика ДКУТ-70 завершено. Установка датчика ДКУТ в бак.

16. На баке отметить места сверления отверстий для закрепления датчика ДКУТ саморезами.

17. При помощи дрели и спирального сверла на 2 мм, просверлить 4 отверстия в баке.

18. Очистить место вокруг высверленного технологического отверстия в баке от металлической стружки и загрязнений.

19. Нанести автомобильный герметик равномерным слоем вокруг технологического отверстия в баке [фото 16].

20. Положить прокладку уплотнительную таким образом, что бы совместить отверстие прокладки и технологическое отверстие бака, а так же места крепления датчика ДКУТ саморезами [фото 17].

21. Нанести автомобильный герметик равномерным слоем на поверхность прокладки уплотнительной [фото 18].

22. Установить датчик ДКУТ в технологическое отверстие бака [фото 19].

Рекомендуется зафиксировать положение датчика ДКУТ таким образом, что бы провод, отходящий от него, избегал перетирания либо перегибания в процессе эксплуатации.
23. Закрепить датчик ДКУТ на баке при помощи саморезов [фото 20].

24. Подключить датчик ДКУТ к бортовому питанию автомобиля и прибору [схема 2]. Рекомендуется при соединении проводов использовать соединительные коннекторы, а места подключения герметизировать при помощи гофрированной трубки и изоленты.
25. Установить бак на штатное место [фото 21].

Возможные неполадки датчика уровня бензина

Проблемы с датчиком уровня топлива носят различный характер. Наиболее распространенные неполадки связаны с тем, что прибор показывает недостоверные данные, например, его стрелка указывает на то, что бак пустой, а на самом деле топлива в нем еще предостаточно. А причин подобного поведения довольно много, например, может выйти из строя сама панель, а возможно, что сбилась стрелка, или же заклинило поплавок.

Читать еще:  Рено флюенс замена топливного фильтра

Когда же показания прибора скачут: допустим, в начале движения он указывает на минимальный уровень топлива, зато потом это значение возрастает само по себе, то это тоже говорит о том, что устройство не работает, а как проверить и починить датчик уровня топлива в такой ситуации, мы опишем чуть ниже. Если же перестала загораться на панели лампочка, предупреждающая о минимальном количестве горючего в баке, или же она работает, но неисправно, то все дело в терморезисторе, который нужно немедленно заменить.

Признаки неисправности

Так как строение ДУМ — это трущиеся детали, то рано или поздно они изнашиваются. Водитель начинает замечать, что стрелка указателя топлива учиняет обман. Например, на АЗС автовладелец заправил полный бак до отсечки пистолета, а индикатор показывает только наличие 1/2 или 2/3 количества топлива. В иных случаях стрелка зависает, так как механизма банально может заклинить. Такие глюки возникают по следующему ряду причин:

  • истёрлась контактная поверхность резистора;
  • произошло окисление штекера;
  • нарушена изоляция провода;
  • повреждён поплавок;
  • изношен ползунок.

Чем плох режим эксплуатации Нивы Шевроле с неисправным датчиком уровня топлива? Если длительное время ездить на горящей лампочке с пустым баком, то бензонасос будет перегреваться, особенно в жаркую погоду, и как следствие быстро выйдет из строя. Кроме этого, у заборника начнёт собираться грязь, а её микрочастицы будут проникать в систему через фильтр и забивать топливные каналы.

Для справки! На Chevrolet Niva можно сделать самодиагностику. Для этого необходимо нажать кнопку на одометре и включить зажигание. Если нажать 2-й раз, то выскочит версия прошивки. При нажатии 3-й раз появятся коды ошибок. Цифра «2» — это отсутствие сигнала от ДУМ.

Как проверить

Чтобы «прозвонить» датчик уровня топлива на Шевроле Нива, его необходимо снять. Он установлен в модуле бензонасоса, который в свою очередь закреплён внутри бака. Найти его легко, достаточно откинуть задний ряд сидений. Для проверки понадобится мультиметр, который необходимо переключить в режим омметра.

Подключаем щупы к выходам, перемещаем рычаг вверх и вниз, имитируя полный и пустой бак. Сопротивление должно меняться: в нижнем положении 235–335 Ом, в верхнем 17–25 Ом. При этом никаких скачков параметров быть не должно. Кроме этого рекомендуется внимательно осмотреть механизм на предмет повреждений и окислений, а также плотность контакта ползунка.

Датчик уровня топлива — общая схема подключения

После установки прибора в топливном баке необходимо подключить его к бортовой сети автомобиля. К датчику подсоединяется кабель, который подключается к указателю на приборной панели. Для качественного соединения рекомендуется использовать специальные коннекторы, а места соединения изолировать с помощью гофры или изоленты. После подключения по схеме датчика уровня топлива необходимо залить горючее в бак и проверить корректность работы устройства. Значение на указателе должно соответствовать реальному объему залитого бензина.

Особенности конструкции ДУТов

Производители иногда меняют устройство датчиков уровня топлива в некоторых моделях, дополняя их новыми элементами. Обычно они оборудуются специальными компонентами, добавляющими новые функции или улучшающими имеющиеся. Схема основного измерителя остается неизменной.

Удаленный контроль электропитания ДУТа

Иногда передача сигнала от измерителя уровня топлива прекращается. Происходит это по двум причинам: севший аккумулятор или отключение питания. В некоторых случаях недобросовестные водители делают это намеренно для слива горючего. Функция удаленного контроля исключает такую ситуацию и отправляет информацию в автопарк, если датчики топлива были отключены.

Контроль температуры топлива

Функция контроля температуры может присутствовать даже на ультразвуковых датчиках уровня топлива. Она позволяет выявлять отклонения в нагреве горючего и поддерживать двигатель исправным, но практической пользы в ней нет, так как на сроки обслуживания машины температурные показатели не влияют.

Читать еще:  Рено дастер замена ремня грм пробег

Универсальный интерфейс для подключения

Датчик уровня топлива с универсальным интерфейсом подключения позволяет выбирать между аналоговым и цифровым сигналом в любой момент. Такая возможность полезна в случаях, когда устройство требуется соединить с уже имеющимся трекером или закупается целая партия измерителей для большого автопарка.

Индикатор уровня топлива

Размещается индикатор топлива в кабине. Он показывает точный объем оставшегося горючего для контроля расхода. В некоторых случаях прибор несет дисциплинирующую функцию. С помощью показателей в кабине можно намекнуть недобросовестному водителю, что слив будет зафиксирован индикатором уровня топлива и приведет к наказанию.

Изгиб ДУТа

Если бензобак имеет сложную форму, то может потребоваться специальный ДУТ с возможностью изгиба измерительной части. Такие модели допускают однократное сгибание под углом до 70° без снижения срока службы прибора.

CAN-подобная шина S6

Использование CAN-подобной шины продвигается на рынке ДУТ в качестве создания универсального интерфейса для подключения различных приборов в автомобилях. Такие устройства с измерителем уровня топлива передают информацию по CAN-шине и дают большое преимущество в виде возможности совмещения нескольких датчиков.

Взрывозащищенное исполнение

ДУТы во взрывозащитном исполнении имеют особую конструкцию, которая обеспечивает повышенную безопасность. Они используются на бензовозах и прочей технике, перевозящей опасные грузы, где законодательно допускается установить только такой топливный датчик.

Встроенный GPS-трекер в ДУТ

Если автомобилю не требуется полноценная система GPS-мониторинга, но отслеживать местоположение нужно, то ДУТ с GPS-трекером станет оптимальным вариантом. Он помогает контролировать расход топлива и видеть нахождение машины, не приобретая дополнительных дорогостоящих устройств и экономя пространство.

Датчик трубчатого типа

Датчик трубчатого типа несколько отличается по конструкции. У него нет в конструкции потенциометра как такового, но задействован принцип его работы.

Состоит он из защитной трубки, внутри которой располагаются направляющая стойка, с перемещающимся по ней поплавком, а также закольцованный провод сопротивления, подсоединенный к проводам, идущим на индикатор. Внутри поплавка установлены контактные кольца, постоянно контактирующие с проводом, обеспечивая еще одно кольцевание провода сопротивления по которому и движется электрический ток.

Устройство ДУТ трубчатого типа

Работает данный тип датчика так: через отверстие внизу в защитную трубку заходит топливо, на поверхности которого и плавает поплавок. За счет перемещения поплавка в зависимости от количества топлива и происходит изменение сопротивление.

То есть, при заполненном баке поплавок находится вверху защитной трубки. При этом электрический ток движется по короткому пути, поскольку задействован лишь малый отрезок провода сопротивления. По мере потребления топлива, поплавок опускается, и длина провода увеличивается, что и обеспечивает увеличение сопротивления в цепи.

Видео: Проверка и ремонт датчика уровня топлива

Ещё кое-что полезное для Вас:

Достоинством данного типа ДУТ является более точное измерение, поскольку он не восприимчив к колебаниям топлива при разных положения авто. Достигается это благодаря наличию защитной трубки. Но применяется он далеко не на всех машинах из-за того, что далеко не всегда геометрия бака дает возможность его установить. Это и является главным недостатком трубчатого датчика. Поэтому большее распространение получил рычажный тип.

Что же касается авто, то такой тип встречается очень редко, но все же они используются. К примеру трубчатый датчик устанавливается на микроавтобус Mercedes-Benz T1.

При этом у обоих этих типов имеется еще один общий недостаток. Их невозможно использовать с альтернативными видами топлива (этанол, биодизель и т. д.) Для такого топлива используются бесконтактные магнитные датчики.

Как обмануть ДУТ?

Обмануть датчики уровня топлива можно таким образом:

  1. Чтобы обмануть показания ультразвукового датчика, на него нужно воздействовать током либо напряжением, также подойдет магнит. Последний устанавливается поверх регулятора. Это приводит к увеличению напряжения и появлению сбоев в работе датчика.
  2. Погружаемые устройства более герметичны, точнее определяют объем горючего и устойчивы ко внешним воздействиям. Для обмана такого регулятора пользователю необходимо согнуть патрубок внутри топливного бака.
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector