Колдун ВАЗ-2109: принцип работы и устройство
Колдун ВАЗ-2109: принцип работы и устройство
Регулятор тормозных усилий (а среди автолюбителей и владельцев ВАЗ-2109 – колдун) является одним из элементов тормозной системы в авто. Главная его задача – противодействовать заносу задней оси машины при торможениях. Современные автомобили такого элемента в системах уже давно не имеют. Эти функции в них выполняет система EBD. Однако, «девяток» еще очень много и покупают молодые люди и поэтому полезно знать, как работает это устройство, а также как его регулировать.
Проверка
Ваз 2109 регулировка задних тормозов
- Домкратом поднять задний мост автомашины.
- Снять диски колес.
- Снять тормозные барабаны.
- Осмотреть тормозные цилиндры, нет ли подтеков.
- Так же проверить их работу, цилиндры должны выходить на требуемое для торможения расстояние.
- После отпускания педали не должно происходить их заклинивания. При обнаружении этого изъяна цилиндры надо заменить.
- Проверить состояние пружин, они не должны иметь изгибов по спирали. Также они должны иметь ровную поверхность.
- Осмотреть качество самих колодок. На них не должно быть отслоений, толщина должна быть не менее 2/3 по отношению стандарта.
- Так же осмотреть распорную планку, она не должна иметь никаких дефектов, так как поврежденная планка может нарушать работу колодок.
- Проверить тормозные барабаны. На них не должно быть заусенцев, больших проточек от работы колодок.
Внимание. Проверять необходимо две стороны автотранспортного средства. После проведения осмотра, при необходимости заменить изношенные или вышедшие из строя детали.
Ваз 2109 регулировка тормозов
Для проведения регулирования необходимо:
- пластинка толщиною 3 мм;
- набор ключей;
- переносная лампа с защитным стеклянным колпаком, с защитной стальной сеткой.
Процесс регулировки свободного хода тормозной педали проводится для обеспечения нормальной функциональности всей системы. Если уменьшен ход, тогда задние колодки не до конца возвращаются в свое положение. Это вызывает нагрев их и барабанов.
Так же происходит неравномерный разгон в начале движения. При увеличенном свободном ходе, нажимая на педаль, происходит неполное раздвижение тормозных колодок.
Варианты доставки товара
Обратите внимание!
Ниже указаны способы доставки, доступные именно для этого товара. В зависимости от способа доставки возможные варианты оплаты могут различаться.
С подробной информацией можно ознакомиться на странице «Доставка и оплата».
Посылка Почтой России
Доступные способы оплаты:
- Наложенный платеж (оплата при получении)
- С помощью карт Сбербанк, ВТБ, Почта Банк, Tinkoff
- Яндекс.Деньги
- QIWI
- ROBOKASSA
Отправка по всей России. Срок доставки — от 5 до 12 дней.
Посылка Почтой России 1 класс
Доступные способы оплаты:
- Наложенный платеж (оплата при получении)
- С помощью карт Сбербанк, ВТБ, Почта Банк, Tinkoff
- Яндекс.Деньги
- QIWI
- ROBOKASSA
Отправка по всей России. Срок доставки — от 2 до 5 дней. Дороже чем обычная доставка Почтой России, примерно, на 50%. Вес посылки до 2,5 кг
Экспресс-посылка EMS
Доступные способы оплаты:
- Наложенный платеж (оплата при получении)
- С помощью карт Сбербанк, ВТБ, Почта Банк, Tinkoff
- Яндекс.Деньги
- QIWI
- ROBOKASSA
Отправка по всей России. Срок доставки — от 3 до 7 дней. Дороже чем обычная доставка Почтой России, примерно, на 100%.
Транспортные компании
Доступные способы оплаты:
- С помощью карт Сбербанк, ВТБ, Почта Банк, Tinkoff
- Яндекс.Деньги
- QIWI
- ROBOKASSA
Доставка возможна в любой населенный пункт, где есть представительство транспортной компании. Срок доставки — от 2 до 10 дней. Отправка габаритных посылок выгоднее, примерно, на 50% чем Почтой России.
Самовывоз с нашего склада
Доступные способы оплаты:
- Наличными при получении
- Кредит, рассрочка
- С помощью карт Сбербанк, ВТБ, Почта Банк, Tinkoff
- Яндекс.Деньги
- QIWI
- ROBOKASSA
Время забора должно совпадать с режимом работы магазина.
- Для начала металлической щеткой зачистите резьбовые соединения и штуцеры тормозных трубок, которые прикручены к колдуну. После зачистки воспользуйтесь WD-кой и дайте штуцерам откиснуть.
- Снимите скобу фиксатор и отнимите рычаг привода колдуна от задней балки (5).
3. Дальше мы должны сорвать штуцера при помощи ключа для тормозных трубок (7).
4. Пометьте тормозные трубки для правильной установки на новый колдун.
5. Открутите штуцера и заглушите их резиновыми заглушками (8).
6. Открутите гайки крепления кронштейна регулятора давления тормозов (9).
7.Снимите колдун с кронштейном.
8. Открутите регулятор от кронштейна (10).
9. Закрепите новый, не затягивайте.
10. Установите новый колдун на место.
11. Подключите к нему трубки и затяните штуцера трубок.
12. Закрепите рычаг привода регулятора давления задних тормозов к задней балке, проверьте, чтобы скоба-фиксатор обжала рычаг (11 и 12).
13. Прокачка тормозной системы.
14. Регулировка колдуна.
Замена колдуна на тройник
Не секрет, что надежность регулятора тормозных сил оставляет желать лучшего, вызывает немало нареканий у автовладельцев, и многие мечтают от него избавиться. Самые рисковые и уверенные в себе водители устанавливают тройник. Вы его видите на снимке. Это устройство проще колдуна, меньше вероятность, что он потечет. Однако, распределение тормозных усилий не происходит, и торможение задних и передних колес происходит одновременно.
Плюсы и минусы установки тройника
Плюсы установки тройника | Минусы установки тройника |
---|---|
Тормоза становятся более жесткими и в то же время послушными | В зимних условиях возрастает опасность заноса, если задние колеса окажутся зафиксированными тормозными колодками раньше передних. |
Возрастает срок службы | Торможение становится опасным, особенно зимой |
Стоимость тройника меньше, цены колдуна | При разрыве переднего шланга, что при установленном тройнике случается довольно часто, тормоза полностью выходят из строя. Даже стояночный тормоз в этом случае плохой помощник. |
Вы, конечно можете воспользоваться, данной схемой и «модернизировать» тормозную систему в автомобиле, но гораздо безопаснее будет следить за состоянием этой системы и в частности, колдуна, почаще проводить профилактическую чистку этого устройства. Тогда он будет дольше служить.
Существует мнение, что тройник устанавливается не вместо колдуна, а после него, и тогда это устройство будет подстраховывать регулятор усилий.
Колдун Ваз 2114 принцип работы
Колдун включается в работу в ситуациях резкого торможения, когда машина «клюет носом», а задняя часть наоборот, приподнимается. При этой ситуации устройство временно прекращает подачу тормозной жидкости к задним колесам, тем самым они не блокируются одновременно с передними. Как результат – автомобиль не уходит в занос.
Другими словами устройство перераспределяет тормозные усилия в необходимый момент. При неисправности колдуна появляется риск отправить авто в занос или вообще перевернуться при экстренной остановке.
Как проверить работу регулятора
Для тестирования работы потребуется не менее двух человек (водитель и наблюдающий). Водителю необходимо разогнаться на не нагруженном автомобиле по ровному участку автодороги до 60 километров в час, после чего, резко затормозить. В это время наблюдающий должен проконтролировать работу задних колес (блокируются ли они вместе с передними или продолжают крутиться в момент нажатия на тормоз). Если задние колеса блокируются сразу или продолжают крутиться, не реагируя на выжимание педали тормоза, колдун неисправен.
Отличия ТС других моделей ВАЗ
Автомобили ВАЗ «Классика» (модели с 2101 по 2107) оборудовались традиционной ТС с гидравлическим приводом. В данной системе усилие, необходимое для срабатывания установленных на колеса механизмов, создается с помощью ГТЦ при нажатии водителем на педаль. Повышенное давление от главного цилиндра по магистралям передается к колесным цилиндрам, которые сдвигают (в дисковых тормозах) или раздвигают (в барабанных) колодки.
Колеса автомобилей ВАЗ-2101 – 2107 оснащаются двумя типами тормозных механизмов:
- современные дисковые — на передних колесах;
- классические барабанные — на задних колесах.
Оба этих механизма относятся к фрикционным, основанным на силе трения между подвижными и неподвижными деталями. Отличие дисковых и барабанных механизмов заключается в положении и форме взаимодействия этих деталей.
У ВАЗ 2114 и 2115 применена рабочая ТС семейства ВАЗ 2110 с диагональным разделением контуров, что обеспечивает высокую активную безопасность автомобиля. Один контур гидропривода обеспечивает работу правого переднего и левого заднего механизмов, другой — левого переднего и правого заднего.
При отказе одного из контуров рабочей ТС используется второй контур, обеспечивающий остановку автомобилей ваз 2110, 2111, 2112 с достаточной эффективностью. В гидравлический привод включены ВУ (указан на рисунке под цифрой 6) и двухконтурный регулятор (цифра 9) давления задних тормозов. Стояночная ТС имеет привод на тормозные механизмы задних колес.
- Механизм переднего колеса.
- Трубопровод контура «левый передний-правый задний».
- Главный цилиндр.
- Трубопровод контура «правый передний-левый задний».
- Бачок главного цилиндра.
- ВУ- вакуумный усилитель.
- Механизм заднего колеса.
- Упругий рычаг привода регулятора давления.
- РД — регулятор давления.
- Рычаг привода регулятора давления.
- Педаль.
- А — гибкий шланг переднего тормоза.
- В — гибкий шланг заднего тормоза.