Устройство радиатора системы охлаждения Лады Калины и методы его модернизации
Устройство радиатора системы охлаждения Лады Калины и методы его модернизации
СОД, или система охлаждения двигателя, предназначена для отвода от цилиндров силовой установки излишнего тепла, выделяемого в результате сгорания топливовоздушной смеси. Эта система необходима для нормального функционирования мотора, так как его детали контактируют с раскалёнными газами, подвергаясь воздействию высоких температур. Без охлаждения смазка между трущимися элементами попросту сгорит. В результате повышенного трения металл начнёт разрушаться, и двигатель заклинит. Одним из важных узлов СОД является радиатор, с помощью которого охлаждается горячий антифриз.
Схема системы охлаждения
Устройство радиатора печки
Печка автомобиля состоит из корпуса с заслонками и металлического радиатора с трубками. Устанавливают два типа: медные и алюминиевые. У каждого есть свои преимущества:
- Медные отопители обладают меньшей теплопроводностью, они медленнее нагреваются и также отдают тепло. Надежность и ремонтопригодность у них выше, радиатор всегда можно запаять.
- Алюминий ценят за быстрый прогрев и хорошую теплоотдачу, низкую цену и малый вес. Но в случае протечки отремонтировать его невозможно.
Только что распакованный радиатор печки на Лада Калина
Важно! В хорошем радиаторе печки устанавливают пластиковые завихрители или турбулизаторы, они увеличивают КПД на 20-25%.
Частые неисправности узла:
- ухудшается нагрев из-за забитости трубок и сот;
- течь антифриза;
- влажный туман в салоне из-за негерметичности стыков;
- трещины на подводящих патрубках.
Эти неисправности сопровождаются падением уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке автомобиля, повышением температуры двигателя. Чаще всего течь обнаруживает себя зимой во время резких перепадов температур. Пары этиленгликоля токсичны, поэтому затягивать с ремонтом нельзя.
Обнаружить печку на «Калине» несложно – она находится сразу за центральной консолью, немного ниже магнитолы. Размер радиатора 24 на 20 см, толщина 5 см. Сразу под ним установлен ЭБУ двигателя, который часто заливает тосолом при серьёзной утечке.
Причины выхода радиатора из строя:
- низкое качество антифриза, образование в нем накипи и твердых осадков, забивающих трубки печки;
- дешёвые виды тосола агрессивны к алюминию и приводят к коррозии и появлению трещин;
- некачественные изделия или подделки под известные марки;
- использование воды зимой;
- разрушения вследствие длительной эксплуатации.
Подбор запчасти
К выбору радиатора печки стоит подходить тщательно, поскольку менять его достаточно неудобно. Основная часть автомобилистов выбирает оригинальную деталь, которая доступна в продаже. Но мало кто знает, что существует несколько аналогов.
Рассмотрим, варианты радиатора отопителя на Калину, их каталожные номера:
- 1118-8101060 – это артикул оригинального каталожного номера радиатора отопителя на Калину. Он идеально становится на посадочное место и не требует доработок. Средняя стоимость по РФ составляет 1500-1700 рублей.
Оригинальный радиатор печки и шланги
Радиатор печки Крафт
Причины выхода из строя
Причин выхода из строя радиатора печки не много, но их необходимо знать. Рассмотрим, основные из них:
- Засоренность радиатора , которая привела к давлению, вследствие чего возник пробой трубки внутренней части.
Антифриз течёт в салон из-за пробоя в радиаторе печки
Пожалуй, это основные причины, но могут возникать и другие вследствие эксплуатации автомобиля.
Альтернативные способы снятия «печки»
Вполне естественно, что описанные в руководстве процедуры, растягивающиеся порой на непозволительно большой промежуток времени, подстегнули фантазию автолюбителей, которые изобрели собственные, более простые, но зачастую менее аккуратные способы демонтажа радиатора печки. Методом проб и ошибок относительно приемлемая альтернатива была найдена.
Без демонтажа лобового стекла
В данном случае облицовка лобового стекла и салонный фильтр остаются на своих местах. Грубо говоря, производится меньше подготовительных операций. Зато алгоритм основного этапа работ в корне отличается от традиционного. Выглядит он так:
- Отсоединяем тросик педали газа.
- Снимаем педаль.
- Демонтируем датчик включения задних габаритных огней.
- Отключаем педаль тормоза от её привода, отсоединив стопорную скобу и металлический палец.
- Снимаем рулевую колонку.
- Снимаем обшивку на левой стороне торпедо.
Без снятия торпедо и панели
Ещё один способ заключается в демонтаже «печки» без снятия торпедо. Последовательность действий:
- Слив охлаждающей жидкости.
- Демонтаж крышки радиатора и педали газа. Откручиваются три гайки на 10.
Для снятия отопителя без разборки торпедо придётся отвинчивать крышку
Снимается шток педали тормоза со стопорным кольцом
Радиатор извлекается через разрезанную обшивку
Наконец-то радиатор извлечён!
Описанный выше способ хорош тем, что получается меньше трудозатрат и потерянного времени, но потом придётся заделывать дыру, которая осталась в обшивке, при помощи шумоизоляционного материала или вибропласта.
Разные способы замены на видео
Как менять на Калине испорченный радиатор печки с демонтажем панели
Предварительные работы выполняются в том же порядке, что описывался выше. При этом не понадобится трогать педаль газа и пилить обшивку торпеды.
Прежде всего, демонтируются накладки, стоящие на приборной панели – крышка перчаточницы, стекло спидометра и пр. Этот этап канительный, но не сложный.
После из центральной консоли вытаскиваются магнитола и блок контроля за климатической системой.
- воздуховоды;
- щиток, закрывающий пространство перед лобовым стеклом;
- саму приборную панель Калины.
Теперь, наконец, дошел черед до защитного корпуса печки. Отвинтите шурупы, фиксирующие его к кузову. Далее ничто не мешает вытащить и радиатор. На его место ставится исправный, а сборку проводят в обратной последовательности.
Когда работа завершена, заполните охлаждающий контур тосолом. Обязательно убедитесь, что он нигде не подтекает. Непременно проверьте, как работает обогрев – запустите двигатель и включите печку на максимум, затем отключите и повторите действие еще несколько раз.
Причины, по которым не работает отопитель
- Подсос воздуха в шланги из-за разгерметизации или неправильной замене охлаждающей жидкости. При работе печи воздух чуть теплый.
- Засорились магистральные каналы радиатора, при этом нарушается движение охлаждающей жидкости, из печи идет прохладный поток воздуха.
- Утечка антифриза. Окисление радиатора, разгерметизация системы охлаждения
- Засор сот, радиатор работает неэффективно, уменьшается теплоотдача
Причины поломок радиатора:
- накипь и осадки от антифриза
- окисление алюминия из-за некачественного тосола
- накипь и ржавчина от воды
- износ от длительного использования
Радиатор – это бак с трубками для охлаждения жидкости. С помощью турбулизаторов можно повысить эффективность работы на 20-25%
Работу рекомендуется проводить в гараже, потребуется стол с хорошим освещением для мелких деталей. Полный демонтаж и установка торпедо может занять целый день. Начинайте работу при остывшем двигателе
Отличия алгоритма на авто с кондиционером
«Калина» с кондиционером имеет два радиатора отопителя и отличный от моделей без климат-контроля регулятор температуры в салоне. Радиаторов два, так как через один из них проходит фреон кондиционера, а по-другому – антифриз, как в авто без климатической установки. Соответственно, регулятор температуры даёт проходить воздуху через один из радиаторов, в зависимости от своего положения. Демонтировать такую конструкцию и заменить нужные элементы самостоятельно будет сложнее.
Понять, что печка пришла в негодность, получается не сразу, поскольку вытекающая жидкость быстро испаряется и напоминает о себе лишь специфическим запахом. При замене радиатора нужно аккуратно складывать снимаемые части, не отступать от инструкции и соблюдать меры предосторожности.